Глава Бо — Я, а не ангел

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

308
не ангел

В самом деле, почему не ангел?

Из этого стиха наши мудрецы учат очень важный принцип, связанный с выходом из Египта. Вот, что мы говорим в Агаде: «И вывел нас Г-сподь из Египта» – не через ангела, не через серафима и не через посланника, но лично Сам Святой, благословен Он, как сказано: «И Я пройду по земле Египта…»

«И Я пройду по земле Египта в ту ночь» – Я, а не ангел.

«И поражу каждого первенца в земле Египта» – Я, а не серафим. «И над всеми богами египтян совершу суд» – Я, а не посланник. «Я – Г-сподь» – Я, и никто другой.

Нужно понять, почему действительно это нельзя было сделать посредством ангела? Ведь Содом и Амору, Адму и Цвоим уничтожил один ангел Гавриэль, и видится, что для него это не представляло никакого труда, ведь сказали мудрецы: «Гавриэль – одним (прыжком), а Михаэль – двумя». Если он был в состоянии спрыгнуть с высочайшего уровня небес одним прыжком, то перевернуть Содом для него не было таким уж большим усилием.

А если так, то ангел Гавриэль (или другой ангел) мог бы поразить египетских первенцев и вывести евреев из Египта. Почему же Всевышнему понадобилось лично поразить египтян и вывести Своих сынов на свободу? Какой смысл заложен в сказанном: «Не через ангела, не через серафима, но лично Сам Святой, благословен Он»?

Ангелы преграждали путь молитве Менаше

Объяснение этому мы находим в истории мудрецов о Менаше, царе Иудеи. Менаше был одним из самых больших злодеев, появлявшихся когда-либо в еврейском народе во всех поколениях. Его отцом был Хизкияу, царь Иудеи, который был великим праведником, настолько, что сказали мудрецы: «Ложна прелесть» – это поколение Моше, «Тщетна красота» – это поколение Йеошуа, «Б-гобоязненная женщина будет прославена» – это поколение Хизкияу, царя Иудеи. Ну а сын, Менаше, во всем вел себя противоположно поведению своего праведного отца.

Царь Хизкияу, как сказано в трактате Санедрин, «вонзил меч на пороге бейт-мидраша и сказал: “Каждый, кто не занимается Торой, будет пронзен этим мечом”».

А Менаше приказал убивать всех тех, кто занимается Торой.

Он убил и своего деда, пророка Йешаяу, и в книге Млахим прямо сказано, что своими дурными деяниями он привел к разрушению Храма: «Но не успокоился Всевышний от Своего гнева, которым прогневался на Иудею из-за всего, чем Его рассердил Менаше. И сказал Всевышний: “И Иудею Я прогоню от Лица Своего, как Я прогнал Израиль, и опротивел Мне этот город, который Я выбрал, Иерусалим, и Дом, о котором Я сказал, что Мое Имя будет на нем”» (Млахим 2, 23:26-27). По мнению Раши, пророк Ирмияу призывал евреев вернуться к Всевышнему не ради того, чтобы отменить приговор, а чтобы смягчить наказание и подготовить их царство ко времени, когда они вернутся из изгнания. Настолько велико было зло Менаше.

А что произошло с ним в конце? Рассказывает Мидраш, что в итоге его поймали, связали, «сделали медный котел, положили его туда, разожгли под котлом огонь, и он (Менаше) “варился” внутри».

Что делать, когда ты находишься внутри кастрюли, стоящей на огне?

Менаше стал взывать ко всем идолам, которые только существовали в мире. Он был «гением» в сфере идолопоклонства, и пока котел нагревался, успел воззвать ко всем идолам в мире, и никто ему не ответил.

Под конец Менаше вспомнил, что его праведный отец, царь Хизкияу постоянно повторял ему строку из Торы: «Когда ты будешь в беде, и настигнут тебя все эти (несчастья), ты вернешься к Г-споду, Б-гу твоему». Тогда он воззвал к Имени Всевышнего, и сказал так: «Владыка мира, Ты – Б-г над всеми богами, и если Ты не ответишь мне, я скажу (не дай Б-г), что Ты – как все остальные…» Менаше как бы поставил Всевышнему условие.

В тот момент ангелы были заняты тем, что «плотно закрывали все окна на Небесах, чтобы его молитва не поднялась на Небеса». Ангелы возмущались: молитва того, кто поставил статую идола в Храме, будет принята?

Что же сделал Всевышний? «Прорыл ход в Небесах под Престолом Его Славы и принял его молитву!» Тотчас же поднялся сильный ветер, который опрокинул котел, и «вернул его (Менаше) Иерусалим на царство».

Что означает, что ангелы-служители закрывали окна Небес?

«Лично Сам» – превыше всего милосердия

Всевышний создал мир, и «мир строится хеседом (милосердием)».

В 13 атрибутах Б-жественного милосердия есть много сторон хеседа. Текст этой молитвы начинается с повторения обращения «Г-сподь, Г-сподь». Повторение это говорит о том, что Г-сподь милосерден к грешнику до греха, и Он остается милосердным к нему после греха. После этого мы говорим: «Б-г милосердный и милостивый, долготерпеливый» и т. д. Каждое из этих качеств – это вид бесконечного милосердия.

И всех этих видов бесконечного милосердия было недостаточно, чтобы принять тшуву, раскаяние Менаше. Ангелы утверждали: да, он раскаялся, но это только на данный момент, когда его варят в котле! Это такой низкий уровень раскаяния, что не было никакой возможности принять его.

Однако есть и еще одна возможность: «Прорыл ход в Небесах под Престолом Его Славы». Всевышний лично как бы прорыл ему ход, а ведь величию Всевышнего нет предела. Несмотря на то, что в соответствии со всеми расчетами бесконечного милосердия невозможно было проявить милосердие к Менаше, Всевышний сказал: «Я спасаю его!» — «Прорыл ход в Небесах под Престолом Его Славы, и принял его молитву!»

В этом и заключается идея сказанного: «Лично Сам Святой, благословен Он».

Избавление в силу веры

В ночь Песаха не было у еврейского народа никаких заслуг, в силу которых можно было бы спасти его, как сказали о них ангелы: «Эти (египтяне) – идолопоклонники, и эти (евреи) – идолопоклонники».

Народ Израиля настолько «растворился» в Египте, что находился в нем, как эмбрион в утробе матери, народ в народе. Они были идолопоклонниками наравне с египтянами. Даже с точки зрения меры милосердия не было никакой возможности вывести их из Египта, подобно родам: «народ из народа».

Однако Всевышний лично как бы говорит: нет здесь никаких расчетов. Ведь Всевышний, Который весь – милосердие, может вести себя, как пожелает, Он – владыка мира, и Он решил вывести народ Израиля из Египта.

Тогда в силу чего произошло это чудо?

В силу веры! От народа Израиля требовалось только одно: верить. Как сказано: «И поверил народ, и принял, что Всевышний вспомнил сынов Израиля».

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=49022