Глава Ваэра — Прочувствовать всем сердцем

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

506

«Повернулся фараон и пошел домой, и также не обратилось его сердце к этому» (Шмот, 7:23).

Каждый, кто немного задумывается над историей с казнями, поражается и не может понять: как фараон, получив такие тяжелые казни, не подчинился Всевышнему? Как после всех знамений и чудес, которые видели его глаза, он не понял, что нет укрытия и спасения от руки Творца? Откуда он черпал великие силы укрепить свое сердце так, что не боялся ничего?

Тора раскрывает нам эту тайну, и это действительно великая тайна.

После казни кровью, которая была национальным бедствием для египтян – на всей земле ни было ни одной капли воды, все превратилось в кровь, сказано: «Повернулся фараон и пошел в свой дом, и также не обратилось его сердце к этому», т. е. он не сделал ничего, а просто не принял происходящее близко к сердцу. А когда человек игнорирует происходящее, не обращает внимание на это, – какая бы страшная катастрофа ни произошла, она развеется как дым, и не произведет на человека никакого впечатления.

На самом деле, мы сталкиваемся с этим явлением каждый день: когда мы слышим или видим какую-то беду в своем близком окружении, или, не дай Б-г, с нами происходит какой-то тяжелый случай, несмотря на это, мы продолжаем свою жизнь, как будто ничего не произошло, как будто это нас вовсе не касается, и не пытаемся задуматься: может быть, мы получили предупреждение от Всевышнего? Может быть, Он желает, чтобы мы изменились к лучшему, укрепились в вере и улучшили наши поступки.

[Примечание редактора. Это особенно актуально сегодня, в дни пандемии. Мы часто видим, как страх перед вирусом сменяется равнодушием и даже игнорированием происходящего: «Раз я не болею — оно меня не касается».]

Это, по сути, сказано в главе Ницавим, которая идет сразу же после страшных проклятий главы Ки Таво: «Может быть, есть среди вас корень ядовитого растения… Если он, услышав слова этого заклятия, благословит себя в своем сердце, говоря: “У меня все будет хорошо, хотя я и буду поступать по прихоти своего сердца”». То есть даже тот, кто верит во все эти слова и видит страшные упреки Торы, может, махнув рукой, пренебречь сказанным. Просто «у меня все будет хорошо», меня лично это все не касается.

Вот, что пишет Рабейну Йона в своей книге «Шаарей Тшува»: «Когда настигнут человека беды, пусть он примет это к сердцу и скажет: “Наверняка это мои нехорошие пути привели к этому, мои грехи погубили мою душу”, и вернется к Всевышнему, и Тот смилостивится над ним, как сказано: “И настигли его многие беды и зло, и сказал он в тот день: из-за того, что нет Всевышнего во мне, настигли меня эти беды”.

А если человек не свернет со своего дурного пути в час беды, когда боль будет укорять его, а он не вернется к Тому, кто посылает ему этот укор – его грех увеличится, и наказание за него преумножится. А также, если он не поймет и не задумается, что несчастья настигли его из-за его грехов, а скажет, как сказали в свое время филистимляне (Шмуэль 1, 6): “Не рука Его дотронулась до нас, а это просто случайность”, то тем самым он вызовет на себя еще больший гнев Творца.

Илель говорил: “Если не я для себя, то кто для меня” – если человек не пробудит свою душу, то чем помогут увещевания других, ведь даже если они проникнут в его сердце, когда он услышит их, дурное начало заставит его забыть их и убрать из своего сердца.

Поэтому, когда человек слышит мусар, он должен пробудить свою душу, принять слова близко к сердцу и постоянно размышлять о них, пока его душа не примет их и не очистится».


https://www.beerot.ru/?p=59712