Глава Ноах — Награда праведника

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

436
награда праведника

«И было Ноаху пятьсот лет, и родил Ноах Шема, Хама и Яфета» (Берешит, 5:32)

Здесь нам раскрывается удивительное явление, из которого можно много чего выучить.

В ту эпоху все люди были злодеями, гневящими Всевышнего, и среди них был один-единственный цельный праведник, верный Творцу – Ноах. На первый взгляд, подобало бы, чтобы Всевышний наградил его щедрым благословением и успехом во всех делах. Но реальность была такова, что все поколение было изобильно наделено спокойствием и богатством, как сказано в Гемаре (Санедрин), что Всевышний как бы дал им «попробовать» Будущий мир, а единственному совершенному праведнику, который был «приятен Всевышнему», не хватало наилучшего для человека дара – детей.

Все люди его поколения видели это и смеялись над ним: ну, Ноах, какая тебе польза от твоей праведности и честности, старый мул, неспособный рожать!

И все это продолжалось не год и не десять, а больше четырехсот лет! Длительный период в несколько поколений, когда все воочию видели, что цельный праведник, держащийся за Всевышнего, — самый несчастный и проклятый в поколении, объект насмешек и издевок! И так – почти пять сотен лет!

Но мы-то знаем конец этой истории: в конечном итоге у Ноаха родилось трое сыновей, чьи потомки существуют и по сей день, а от тех великих умников его поколения, которые жили так счастливо и весело, не осталось и камня на камне, поскольку Потоп смыл весь мир.

Это явление, которое мы видим в начале существования мира, повторялось бесчисленное количество раз на протяжении истории человечества.

Империи, великие мудростью, богатством и красотой, который наполняли весь мир своим блеском и шумом, подвергались каждая своему личному потопу, и все они были стерты с лица земли, оставив после себя пару камней на радость историкам. Однако мы, народ Израиля, несмотря на то, что и мы переживали потоп, не раз и не два, а сотни раз, —живем и существуем вечно. Ведь у нас есть наш «ковчег Ноаха», в котором мы прячемся каждый раз, когда приходит очередной потоп.

Что собой представляет этот «ковчег»? Это синагога и дом учения, как сказано у пророка Йешаяу: «Иди народ мой, войди в свои комнаты и запри позади себя свои двери: спрячься на мгновение ока, пока не пройдет карающий гнев». Этот стих сказан о и народе Израиля в целом, и о каждом в отдельности. Бейт-мидраш, урок Торы – это щит и укрытие от самого великого потопа скверны (страстей и отрицания веры), бушующего снаружи, и каждый, кто находится в этом укрытии, пребывает под сенью крыл Шехины, как сказано в Теилим: «Ибо Ты был укрытием мне… буду жить я в шатре Твоем вечно, укроюсь под сенью крыл Твоих навеки».


https://www.beerot.ru/?p=47979