Прорыв границ – в лучшую сторону

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

764
нахшон бен аминадав
«В первый день жертву принес Нахшон бен Аминадав из колена Йеуды» (Бемидбар, 7:12).
«Сказал раби Йеуда бар Илай: когда евреи стояли у моря, колена спорили друг с другом, эти говорили: “Мы идем первыми”, а те говорили: “Нет, мы идем первыми”. Прыгнул Нахшон в морские волны, и пошел. О нем сказал царь Давид: “Спаси меня, Г-сподь, ведь дошла вода до души моей”. Сказал Всевышний Моше: “Мой близкий тонет в море, а ты молишься? Скажи народу Израиля – пусть идут!” Поэтому прославил Всевышний имя Нахшона в народе Израиля, что тот удостоился первым принести жертву, как сказано: “ В первый день жертву принес Нахшон бен Аминадав из колена Йеуды”» («Мидраш Раба», Бемидбар, 13:4).

Нахшон прорвал общепринятые нормы

Приводится в трактате Бава Батра (10б), что сказал рав Йосеф, сын рава Йеошуа: «Я видел перевернутый мир: верхние внизу, а нижние – вверху». Тосафот объясняют, что речь шла о Шмуэле и раби Йеуде: как известно, в этом мире раби Йеуда был учеником Шмуэля, а в высшем мире раби Йеуда был равом, а Шмуэль – его учеником.

Почему?

Сказано в Гемаре (Шаббат, 55а), что однажды пришла одна женщина, и стала плакать перед Шмуэлем, что у нее нет заработка. Шмуэль не отреагировал, и когда его спросили, почему он игнорирует ее, он ответил, что это дело не в его ответственности, а в ответственности главы раввинского суда. Поскольку ему не следовало так отвечать, поэтому в мире истины Шмуэль внизу, а раби Йеуда — наверху.

Мне видится, что раби Йеуда оказался выше Шмуэля в мире истины не потому, что тот высказал это замечание, а потому, что Шмуэль утверждал: есть порядки в мире, и в соответствии с ним утверждено, что глава раввинского суда должен заниматься подобными делами, а не он. Однако раби Йеуда считал, что этот порядок можно изменить. Каждый может изменить эти нормы. До сих пор все знали, что этим делом занимается глава раввинского суда, а теперь порядок будет нарушен, и другие займутся этим.

Тот, кто удостаивается прорвать общепринятые нормы в положительном направлении [безусловно, в рамках Торы и еврейского закона], удостаивается сидеть наверху, в отличие от других, кто сидит внизу.

Нахшон был тем, кто прорвал принятые нормы в хорошую сторону: все стояли и обсуждали, что делать, а он встал и прыгнул в воду. И мы видим, насколько Всевышний оценил его действие: Он удостоил его первым из глав колен принести жертву.

Для нас это очень важный принцип.

Есть известное высказывание мудрецов (Хулин, 7а): «Его отцы оставили ему место…» — добавить что-то свое.  А именно, вместе с заметным понижением духовного уровня поколений, есть особая точка в каждом поколении и в каждом периоде, где можно добавить что-то свое — Свыше оставлено место, где он может что-то исправить.

Всего несколько десятков лет назад мы не видели особого усердия в учебе Торы во время каникул. Мир продвигается благодаря тем единицам, которые прорывают границы и общепринятые нормы, и создают новую атмосферу, подобной которой еще не было. Есть целая система, которая называется «так принято», и приходят единицы, не обязательно великие главы народа Израиля, и прорывают эти принятые нормы. Те, кто делает это, удостоятся невероятной, неописуемой помощи Свыше.

В этом и заключается главная роль бен Тора: прорывать границы, находить места, где он может что-то добавить от себя в лучшую сторону. Кто сказал, что так принято? Знайте, что времена меняются: то, что сегодня кажется естественным и простым – прежде не было таким уж простым. Я думаю, не так далек день, когда каждому учащемуся ешивы будет стыдно ловить попутки…

Замечателен удел того, что прорвет общепринятые нормы и удостоится создать дополнительную атмосферу святости!

Атмосфера учебы на каникулах

Каждому из нас хорошо известно, что окружающая атмосфера оказывает решающее влияние в каждом деле. Например, рассказывают от имени Хафец Хаима, что в его молодости (было это около ста лет назад – не так уж и давно…) один юноша, которому было четырнадцать лет, знал весь Талмуд, и поэтому его взяла в женихи одна очень важная семья, и он получил большое приданое. В итоге выяснилось, что на самом деле ему было пятнадцать, и семья невесты разорвала помолвку, поскольку в знании Талмуда для пятнадцатилетнего парня уже не было ничего особенного.

Давайте задумаемся: почему мы не знаем весь Талмуд в пятнадцать лет, чего нам не хватает, что было у них? На самом деле, у нас тоже есть все данные для этого, и единственная причина, почему мы не знаем Талмуд в юном возрасте – потому, что сейчас нет такой атмосферы. Если было бы привычным делом, что в пятнадцать лет каждый знает Талмуд, юноши этого возраста знали бы его! Если бы сегодня мы пошли учиться в ешиву раби Акивы Эйгера, мы все вышли бы из нее гениями, поскольку такова была атмосфера там!

Один еврей рассказал мне, что у него есть хеврута (напарник по учебе), которого отец в одиннадцать лет обучил всему трактату Йевамот (один из самых сложных в Талмуде – прим. пер.), и он до сих пор знает каждое слово и каждую идею этого трактата! К сожалению, у нас атмосфера такова, что в пять лет ребенок играет, в шесть – учит алфавит и т. п., не более того. Все зависит от общей атмосферы, и очень трудно идти против нее.

С другой стороны, в нашем поколении есть большой подъем в сфере учебы на каникулах. Я помню, лет тридцать назад, когда мне было около десяти лет, мы и мои братья были одними из первых детей в Америке, которые учились на каникулах. Все соседи возмущались, говоря моему отцу: «Как это так, почему ты не даешь ребенку развеяться в эти месяцы, ребенок должен отдыхать!» А отец отвечал: «У ребенка, который не учится – мозги ржавеют, он еще может забыть, как вообще учиться…»

И на самом деле, в последние годы, нет ни одного еврейского дома отдыха, где дети не сидели бы все утро, и учились три-четыре часа с преподавателем. И, слава Б-гу, никто из детей не сошел с ума от перенапряжения. Просто атмосфера изменилась. Когда есть атмосфера усердного труда – есть в каждом месте большие группы людей, которые сидят и учатся на каникулах.

Есть, конечно, и те, кто и тридцать лет назад, когда не было такой атмосферы постоянной учебы, сидел и учился на каникулах. Но большая часть учатся именно из-за атмосферы, и нет предела награде того, кто создал эту атмосферу!

Знайте: эту атмосферу создали не раввины, не главы ешив, а сами учащиеся. Конечно, когда нужно – есть тот, кто старается и организовывает, но были и несколько ребят, которые решили, что действительно, и на каникулах нужно сидеть и учиться, и они создали атмосферу учебы в это время.

Мы не знаем, кто они, да они и сами, возможно, не осознают, насколько важное дело они сделали, но Всевышний знает, что им полагается почетное место, в одном ряду с великими людьми Израиля, поскольку они – те, кто «обучают Торе многих»!

Влияние отрицательного поступка на ближнего

С другой стороны, человек не может предположить, какова сила отрицательного поступка, который он совершает. Порой несколько ребят учатся вместе, и вдруг один из них бросает шуточку, и портит всю атмосферу серьезной учебы. Только Всевышний знает, каково было влияние этих слов, и что вышло из этой шутки.

Расскажу вам историю, которая произошла в моем детстве. Я был во втором классе, мы только начали учить Тору. У нас был замечательный учитель, пожилой и праведный. Однажды он решил раздать нам конфеты. Он принес медовые леденцы и стал раздавать всем. И вот один мальчик, которому не понравился вкус конфеты, встал со своего места, и просто подошел к мусорному ведру, стоявшему в углу, и выплюнул туда конфету! Как только он это сделал – все двадцать девять остальных детей встали в очередь и сделали то же самое! Бедный учитель не знал, куда деваться от стыда. Он так извинялся перед нами!

Давайте подумаем на минутку: что сделал этот мальчик? Как он осмелился так обидеть учителя? Тот ведь, в конце концов, хотел порадовать детей – раздать им конфеты. Если бы этот мальчик знал, что все остальные повторят его поступок, то, даже будучи ребенком, он бы не поступил так! Видимо, он имел сильную позицию в классе, и поэтому, когда он встал с места – все остальные встали за ним и выплюнули конфеты! Ужасная история!

Посредством прорыва границ в лучшую сторону человек может творить чудеса!

Да будет наш удел среди тех, кто удостоится, как Нахшон бен Аминадав, прорвать общепринятые нормы и создать атмосферу святости и духовного подъема – подъема в Торе и Б-гобоязненности.

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=71148