Ки Теце — Всемогущий союзник

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1301

Сказано в Торе: «Когда выйдешь на войну против врагов твоиx, и Г-сподь, Б-г твой, предаст (каждого) в руку твою, и возьмешь у них пленных…» (Дварим, 21:10). В этом месте содержится намек на войну человека против его извечного противника – дурного начала. В «Ховот а-Левавот» приводится история о том, как один мудрец, встретив солдат, возвращающихся с войны победителями, сказал им: «Вернулись с малой войны – теперь готовьтесь к войне великой». Когда спросили его, какую войну он имеет в виду, то ответил им мудрец, что речь идет о войне с дурным началом, как сказано в Пиркей Авот: «Кто могуч – тот, кто подавляет свое дурное начало».

В самом начале книги «Месилат Йешарим» великий мудрец рав Моше-Хаим Луцатто пишет о войне с дурным началом так: «…человек находится в гуще тяжелого сражения, ведь все, что есть в этом мире – как хорошее так и плохое – служит ему испытанием… Так что война окружает человека со всех сторон. Если он будет крепок и победит в этой войне на всех направлениях, то станет совершенным и удостоится великой близости к Создателю…». Сказали наши мудрецы, что стремление человека ко злу ежедневно усиливается в нем, и человеку своими силами не одолеть его, если бы Творец не помогал ему (Кидушин, 30а). Ежедневно мы просим Всевышнего: «и убери Сатана впереди нас и позади нас» (слова из второго благословения после вечернего «Шма»). Зло окружает нас со всех сторон, и уберечь от него может только Творец.

В трактате Сукка (52а) Гемара приводит семь имен дурного начала. Всевышний назвал его злом, Моше – необрезанным, Давид – нечистым, Шломо – ненавистником, Йешаяу – препоной, Йехезкель – каменным, Йоэль – северянином. Когда мы называем нашу внутреннюю борьбу с дурными желаниями войной – это не преувеличение. Это война с самим собой внутри себя, непрерывная и беспощадная, на которой невозможно перемирие. Это война между тьмой и светом, рабством и свободой. В Шмоне Эсре мы просим, чтобы Творец мира помиловал нас и вывел из горя и притеснения. Но нет большего горя и большей тьмы, чем отход от Торы, нет большего рабства, чем быть рабом своих собственных дурных побуждений!

Объясняют наши мудрецы, что даже в благословении «Рофе Холим» (об излечении больных) имеется в виду также излечение духовно-больных людей из нашего народа, отошедших от связи со Всевышним, оторванных от источника жизни. Кроме того, есть аспект войны со злом, которое приходит извне. Кроме «личного фронта», каждый из нас участвует в противостоянии добра и зла в целом в мире. Проблема в том, что мы не ощущаем этой войны, не ощущаем себя на фронте, часто не задумываемся над своими поступками. Бывает так, что разум человека усыплен мнимым благополучием, и многие вещи перестают заботить его.

Как-то к великому Стайплеру, отцу рава Хаима Каневского и величайшему мудрецу Торы, пришли люди, чтобы поделиться радостной новостью о том, что среди евреев появилось движение к тшуве, и многие люди стали возвращаться к служению Творцу. Он послушал и спросил, а сколько людей, которые учили Тору, и отходят? Ведь сказано, что те, кто учились и отошли от истинного служения – это самое худшее. В последнее время, слава Б-гу, мы наблюдаем, как расцветает мир Торы на Святой Земле: открыто много хедеров, ешив, колелей. Люди усердно учатся, исполняют заповеди, и сердце не может не радоваться этому. Но с другой стороны, к сожалению, есть и движение в обратном направлении.

В Гемаре описывается ситуация, когда бык забодал другого быка, и последний от удара постепенно теряет жизненные силы. На языке Гемары это называется «рога бодающего продолжают разить». Эпоха соблазна чуждыми ценностями нанесла разрушительный удар по еврейским общинам Европы еще в начале 19 века, но по сей день народ Израиля истекает кровью от того удара. Более того, даже о тех, кто вернулся к Торе, нельзя сказать, что они полностью излечились от духовных недугов. Понимая все это, нам нужно быть сильными, укрепить себя в вере и не сдавать позиции на фронтах войны с йецер а-ра. Нужно позаботиться о том, чтобы наша тшува, наше возвращение к свету Всевышнего не было эпизодом одного поколения. Надо приложить все возможные усилия, чтобы наши дети и наши внуки не отошли от прямого пути служения Творцу.

Мы сейчас находимся в самом разгаре месяца Элуль и стремительно приближаемся к Рош а-Шана, дню, когда все Творение предстанет перед судом Творца. Это время ожесточенной войны с дурным началом. Рош а-Шана это время, когда сатану предоставляется возможность нас беспощадно обвинять, но также это время особого милосердия Всевышнего. Как говорили мудрецы Талмуда: «Стремящемуся очиститься помогают с Небес». В наших святых книгах содержится много намеков на месяц Элуль. Так, в книге Дварим (30:6) сказано: «И обрежет Г-сподь сердце твое и сердце потомства твоего». Первые буквы слов из этого стиха образуют слово «Элуль». Что такое обрезание сердца, орлат а-лев? Это удаление «оболочки» (орла) сердца, приводящей к дурным помыслам и поступкам. Очевидно, что это обрезание делает Сам Творец, но от нас требуется тщательная подготовка, усердная внутренняя работа над собой. Из трактата Брахот мы учим, что праведниками правит доброе начало, грешниками – дурное начало, а средними правят оба. И под снятием «оболочки» сердца следует понимать устранение правления дурного начала. Говорят наши мудрецы, что после прихода Машиаха сердца людей не будут желать недостойного, люди вернутся к состоянию первого человека до греха, когда сердце по своей природе стремилось к праведным вещам и приводило человека к верным поступкам.

Другой намек на месяц Элуль мы находим в стихе Шир а-Ширим (6:3): «Ани ле-Доди, ве-Доди Ли» – «Я (принадлежу) моему другу, а друг мой – мне». Так говорит народ Израиля Всевышнему. Это та невероятная сила любви к Творцу, которая должна объединять весь наш народ. Слово «Ани» подразумевает «Я» нашего народа, как единого целого. Месяц Элуль – это месяц тшувы, личной и всего народа, ведь каждый, кто возвращается к Творцу, влияет на духовный уровень своих родных, близких и знакомых, и всего народа Израиля.

Как-то я спросил великого Стайплера (рава Якова Исраэля Каневского), как мне приблизить к Торе многих моих знакомых, на что он ответил мне – нужно исполнять Тору. В этом ответе содержалась глубокая мудрость. Есть такое испытание дурным началом, когда человек самоотверженно занимается духовным ростом других людей, забывая усердно работать над собой. Суть нашей духовной войны с дурным началом заключается в приближении к Творцу, и через духовный рост отдельного человека весь народ становится ближе к Создателю. Когда пробуждается сердце одного еврея, это пробуждение в той или иной степени передается всей общине.

Известно, что когда идут на войну, в первую очередь готовят оружие и боеприпасы. Наше оружие – это Тора, это та сила, которая побуждает человека искоренить зло в себе и подчинить свою волю воле Творца. Погружаясь в изучение Торы, человек удостаивается приобщиться к Б-жественной мудрости, подняться над этим миром. Истинный свет Торы искореняет пороки человеческой души, очищает ее. Это требует усердного труда и особой работы разума.

Другим оружием против злого начала является молитва. Изо дня в день мы трижды произносим одни и те же слова перед Всевышним, порой не всегда осмысленно, иногда второпях. Мы просто не понимаем ценности искренней молитвы, всю силу ее влияния на наш мир. Царь Давид говорил в Теилим: «я молитва». Молитва была дана нам как основной инструмент воздействия на реальность. Безусловно, от нас требуются не только личные просьбы, но и молитва за весь народ Израиля.

Необходимо понимать и постоянно помнить, что война с дурным началом не ведется автоматически, она требует нашего непрерывного участия. Если ты забываешь о ней – ты проигрываешь. А еще эта война ведется на многих фронтах – охватывает все сферы жизни человека, все стороны его личности.

В недельной главе Ки Теце, которую мы читаем в Элуле, говорится про один очень важный и суровый закон – бен сорер у-море, закон о «строптивом» сыне. «Будет у человека сын, бунтующий и своенравный, который не слушается отца и матери, и будут они увещевать его, и не станет он слушаться их» (Дварим, 21:18-21). Родители могут привести его к старейшинам города, и те могут приговорить его к смертной казни. Устная Тора объясняет, что речь идет о подростке, пристрастившемся красть у родителей мясо и вино, объедаться и пьянствовать. Почему Тора предписывает такое строгое наказание за кражу мяса и вина?

В Талмуде перечисляются все уровни падения такого человека: он начинает воровать у родителей, потом начинает красть у других, он выходит на большую дорогу и в скорости будет готов убить ради наживы. Тора говорит, о том, что лучше казнить «строптивого сына», но спасти его душу для грядущего мира. Интересно, что в Иерусалимском Талмуде после перечисления всех степеней падения добавляется также, что этот человек забывает Тору, которую учил ранее. Очевидно, что пока человек помнит Тору, учит ее, у него есть шанс вернуться, он не совсем пропащий.

Элуль и предстоящие Дни Трепета – это время особой близости и благоволения Творца к нам. Он наш Царь и наш Отец, который желает нашего возвращения. Он присутствует среди нас и ждет наших просьб, чтобы исполнить их, ждет, что мы изольем перед Ним всю свою боль, чтобы утешить нас и помочь нам. Поэтому в этот период времени мы можем отвоевать у злого начала оккупированные за год территории своей души, ведь Всевышний – воистину всемогущий союзник.

Подготовила Р. Кудрина


https://www.beerot.ru/?p=17983