Тазриа — Духовные причины болезней

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

4070

В недельной главе Тазриа, среди прочих тем, рассказывается о таком понятии, как нега цараат. Зачастую на русский язык это понятие неправильно переводят как проказа. Проказа – это заразная болезнь, физический недуг. Но из сказанного в Торе совершенно очевидно, что цараат – это не заразная болезнь. Цараат поражает тела людей, одежду и дома. Причина этого – сугубо духовная. А слово нега как раз означает «поражение».

Из того, что написано в Торе про нега цараат, мы должны понять и усвоить очень важную мысль. Наш мир не бесхозный, и наши поступки, то, как мы следуем воле Всевышнего, непосредственно влияет на физическую природу. Происхождение всех проблем и недугов таково, что для поиска и устранения их причин нужно обращаться не к врачу, а к раввину.

В трактате Псахим в конце четвертой главы описаны поступки царя Хизкияу, который почти стал Машиахом. Тем не менее, он совершил некоторые поступки, с которыми не были согласны мудрецы Торы в том поколении. Но были и такие поступки, которые мудрецы приветствовали. Один из них – сокрытие от людей «книги лечения». В чем смысл этого? Зачем нужно прятать эту книгу от людей? Дело в том, что люди, заболев, вместо того, чтобы сначала обращаться к Всевышнему и делать тшуву, искали исцеление в этой книге. То есть тот факт, что Творец посылает болезни, чтобы указать людям на их духовные недостатки, полностью игнорировался. Люди видели лишь физическую составляющую – саму болезнь, не пытаясь искать и исправлять духовные недостатки, которые к ней привели. В наши дни это не менее актуально, чем в дни царя Хизкияу. Чтобы наш народ, прежде всего, обращался ко Всевышнему, царь Хизкияу и спрятал «книгу лечения».

Затронутая нами тема – предмет большого спора между нашими великими мудрецами. Я объясню ее так, как понял сам мнение нашего великого учителя Рамбана. В чем смысл болезни? Болезнь – это, прежде всего, «сигнал» Свыше для нашего духовного исправления. Что делает человек вместо этого? Заказывает очередь к врачу. Это правильно, но врач не способен исцелить истинную, духовную причину заболевания. И в этом смысл поступка царя Хизкияу. Если человек заболел, он должен делать тшуву, больше учить Тору, давать больше цдаки и т.д., но не полагаться полностью на врачей и лекарства.

Известно, что, когда в доме у нашего учителя Хафец Хаима кто-то заболевал, он удалялся в отдельную комнату, в которой молился, просил исцеления у Творца. Причем он молился на идише, то есть своими словами. Это было искреннее и личное обращение ко Всевышнему! Кроме того, его сын говорил, что Хафец Хаим, когда кто-то в семье заболевал, «покупал пуд хлеба» и раздавал его бедным.

Поймите правильно. Речь не идет о том, чтобы люди не ходили к врачу, не дай Б-г. Более того, если, не дай Б-г, происходит что-то серьезное, нужно срочно обратиться к врачам. Здесь идет речь о правильном восприятии болезни. Какова наша первая реакция? Нужно взять таблетку, нужно позвонить врачу. Или: это знак, что нужно срочно что-то менять и исправлять свои поступки. Мы должны знать, что у мира есть Властитель, и то, что происходит – это Его воля. Если с нами происходит что-то плохое, это, прежде всего, указывает нам на то, что нужно обратиться к самим себе, своим душевным качествам и поступкам. А не «автоматически» принять таблетку и успокоиться, когда головная боль прошла.

Наши дурные поступки влияют на физическую природу. И об этом говорят Тора и наши мудрецы, разбирающие вопросы, связанные с нега цараат. Одной из причин появления этого поражения является злословие. Что происходит дальше? Поражение дома. При этом дом еще не нужно сносить до основания. Если хозяин исправит свои поступки, вернется к тшуве, поражение не будет увеличиваться, и дом вернется к нормальному состоянию. Если же человек не будет над этим работать, то в итоге дом придется снести. Если снесенный дом станет причиной тшувы – хорошо. Но если нет, дом не станет искуплением, и грехи человека будут только утяжеляться, а цараатперейдет на одежду и тело.

Есть люди, которые быстро понимают духовную подоплеку происходящего. Их легко побудить сделать тшуву. В нашем мире даже легкое недомогание – уже причина задуматься о своей душе. Если же человек принял таблетку и забыл обо всем… От небольшого недомогания до серьезных проблем со здоровьем – очень недолгий путь, к сожалению. Рамхаль приводит притчу, суть которой в том, что если человек не замечает то, что ему посылается Свыше, Всевышний посылает еще более тяжелые и серьезные проблемы. И в какой-то момент «стрелы» Всевышнего пробьют «щит» человека, и у него не будет выхода. Именно поэтому насмешнику, отвергающему порицание, уготованы тяжкие страдания. Обычное порицание такому человеку не поможет, ведь он будет высмеивать каждое слово. Если человек высмеивает болезнь, не воспринимая ее истинных причин, ему будет уготована более тяжелая болезнь.

Источник всего, что мы сказали выше – недельная глава Тазриа. Есть разные уровни поражения цараат. И говорят наши мудрецы, что тому, кто внимает более «далекому» предупреждению, нет необходимости в более «близких».

Нацив из Воложина в «а-Эмек Давар» занимается вопросом разных мест, на которых появляется цараат: дом, одежда, части тела. В чем смысл того, что цараат поражает различные части тела? Говорит Нацив из Воложина, что поражение головы по принципу «мера за меру» следует за «испорченное» мировоззрение. «Испорченное» тело, подверженное всяческим вожделениям – причина появления цараат на теле. Однако важно отметить, что в самом тексте Торы прямыми словами говорится о поражении именно на голове (Ваикра, 13:44): «… Нечист он, коэн должен признать его нечистым: на голове [дословно – «в голове»] поражение (него)». И именно от такого человека требуется максимально отдалиться.

От своего учителя рава Яакова Фридмана я слышал одно сравнение, которое, с одной стороны, очень тяжелое и болезненное, но с другой – нам важно над этим задуматься. В наше время чрезвычайно распространены онкологические заболевания. Это касается не какого-то конкретного случая, а явления в целом. Учеными не до конца изучена природа этой страшной болезни, но то, как она поражает организм, мы знаем. Здоровые клетки в организме превращаются в беспощадных убийц, поражают внутренние органы. Так вот, рав Яаков Фридман говорил, что, когда в этом мире подрываются главные его основы – вера и связь со Всевышним – то «мера за меру» разрушаются основы жизни в самом человеке.

Среди описания законов цараат в нашей недельной главе есть одно очень непонятное место (Ваикра, 13:13): «Если увидит коэн, что покрыла цараат все тело человека, то признает он это поражение чистым». Как такое возможно? Рамбам говорит, что в этом месте есть намек на приход Машиаха. Что это за намек? Сказали наши мудрецы, что Машиах придет, или когда все поколение удостоится, то есть будет праведным, или когда все поколение будет испорченным. Это подобно телу человека, которое полностью покрыто цараат, но, при этом, коэн признает его чистым.

Это место пытались использовать различные отступники, доказывая идеи совершенно противоположные мировоззрению Торы. Их идея была в том, что для прихода Машиаха необходимо, чтобы все поколение погрязло в грехах. Безусловно, на нас лежит обязанность ждать прихода Машиаха. Однако в Торе нет заповеди привести Машиаха. Возложенное на нас исполнение воли Творца помогает ускорить приход Машиаха, но только если мы не используем Тору как мнимое оправдание собственных грехов. Такой подход предлагал Адаму змей: давай исполним волю Творца еще лучше, чем Он нам ее заповедал. И это то, чем занимался печально известный Шабтай Цви, последователи которого, как известно, в конце концов, приняли ислам.

То, что Тора пишет о нега цараат, во многом для нас непонятно. Тем не менее, из этих строк мы можем и должны выучить аспекты, которые касаются и нашего поколения, когда Храм до сих пор не отстроен. Они касаются основ нашей жизни. Вера в Творца, понимание того, что все происходящее исходит от Него, – это то, в чем мы должны укрепиться. Наши болезни и несчастья являются результатом духовных «эпидемий» и «вирусов», которыми поражено наше поколение. И чем скорее мы обратимся к правильному лечению – полноценной жизни по Торе и верному восприятию воли Творца – тем скорее придет Машиах и избавление от невзгод.

Подготовил Арье Кац


https://www.beerot.ru/?p=24972