Бейт Элоким — Раздел Тфила — Место молитвы — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

124
тфила

Глава 5. Место молитвы. Часть 2

Тот факт, что постоянство места молитвы положительно влияет на то, как она будет принята [см. прошлый отрывок, где Мабит подробно пишет об этом; здесь и далее – примечания переводчика], согласуется со здравым смыслом, кроме того, это ясно из Торы. И хотя Славой Всевышнего полнится вся земля, при этом Его ашгаха (наблюдение и забота о творении) заметна в одних местах более чем в других. Чем место грубее и материальнее, тем дальше Он, благословенный, отстраняет Свое присутствие от этого места. Чем оно чище и просветленней, тем ближе к нему проявляется Всевышний. Ведь ангелы, будучи совершенно нематериальными, довольно близки к Нему, пребывая в мире ангелов, хотя и все равно не могут постичь Его до конца, как сказано: «Благословенна Слава Всевышнего с места Его» (Йехезкель 3). [А ведь нам известно, что Всевышний не может быть ограничен пребыванием в каком-то месте, наоборот, Он называется Местом мироздания, поэтому слова пророка следует понимать так, как пишет автор: Слава Его видна как будто с определенного уровня постижения, которого не достигают даже ангелы.] А средний мир ниже мира ангелов, так как небесные сферы и звезды имеют материальное воплощение. Нижний же мир находится в самом низу, зиждясь на четырех <сугубо> материальных основах, чего нельзя сказать о среднем мире, материя которого – пятая материальная основа – более утонченная.

И подобно тому, как в высшем и среднем мирах существуют различные уровни (один выше другого) ангелов, их постижения и влияния, которое они получают друг от друга, а самый высший уровень получает влияние от Первопричины; и также сферы и звезды получают влияние друг от друга – в нашем, низменном мире, тоже есть места, более подобающие <для проявления Б-жественного присутствия>, чем другие, благодаря влиянию, которое оказывает на них Всевышний. Как, например, Ган Эден, тоже расположенный в нижнем мире, который находится под ашгахой и влиянием Творца, <желающего> доставить удовольствие душам, <является в этом ряду наиболее близким к Творцу>, а затем следует Иерусалим и Земля Израиля, и <любое место>, чем дальше оно удалено оттуда, тем ниже его духовный потенциал, а чем ближе оно, тем выше его духовный уровень. Подобно Египту, который благодаря тому, что он близок к Земле Израиля, является наилучшим местом, как сказано (Берейшит 13): «…Как сад Г-спода, как земля египетская». А наилучшей провинцией Египта является Цоан, <где добывают масло, чтобы> помазать им царей на трон, как сказано: «Так как были в Цоане князья его». В Израиле же нет более каменистого места, чем Хеврон, который использовали как кладбище, и все равно, благодаря надзору Всевышнего над ним, он считается в семь раз лучше, чем Цоан, как сказано (глава Экев): «…Потому что земля, в которую ты входишь, чтобы унаследовать ее, не похожа на землю египетскую, из которой вы вышли, где, посеяв свое зерно, ты <должен> ходить и поливать его, как огород [то есть, земле Египта недостаточно дождей, и ты должен был утруждаться, поливая посевы].

А земля, в которую вы переселяетесь, наследуя ее, – земля гор и долин, и пьет воду от небесных дождей, земля, за которой смотрит Г-сподь, Б-г твой постоянно, и глаза Г-спода, Б-га твоего <наблюдают> за ней с начала года и до конца». В этих словах содержится намек на некоторые преимущества Земли Израиля перед остальными странами, и также упомянут Египет, для того чтобы <мы сделали вывод>: земля Израиля лучше земли египетской, тем более она лучше остальных земель, как мы писали. Общих преимуществ у нее два: материальное и духовное.

Преимущество духовное состоит, в частности, в том, о чем сказали мудрецы (Бава Батра 158): «Воздух Земли Израиля делает человека мудрее». И это потому, что человек был создан из <земли, взятой из> лучшего места Земли Израиля – с места мизбеаха (жертвенника) [то есть с того места, где впоследствии стоял жертвенник в Храме], как сказали мудрецы (Берейшит Раба, 14): «”Прах из земли”, <сказано о творении первого человека>, и сказано в другом месте “Сделай Мне жертвенник из земли…”». Поэтому человек лучше воспринимает Б-жественное влияние в Земле Израиля, где он получает его от Самого Творца, без ангелов-посредников. Как сказано в Сифри (гл. Аазину): «Над Землей Израиля не властны никакие сарим (высшие ангелы) и мазалот (созвездия)»; и в трактате Ктубот (110): «У того, кто живет в Земле Израиля, как будто есть Б-г [смысл этого выражения станет понятен в следующем абзаце], как сказано: “…Дать вам Землю Ханаанскую, чтобы быть Вам Б-гом”». Ведь причиной дарования нам Всевышним Земли Израиля послужило Его намерение быть нам Б-гом без посредников, чтобы мы были достойны получать Его влияние.

В других же странах не так: там и человек не настолько подготовлен к получению <влияния Всевышнего>, и сама земля там непригодна к тому, чтобы Всевышний оказывал влияние на ее жителей подобающим образом, потому что она отдана сарим и мазалот [и влияние Всевышнего оказывается на людей там не напрямую, а через них]. Поэтому мудрецы и сказали [о тех, кто живет вне Земли Израиля], что у них «как будто нет Б-га». Как сказано о Давиде [который был вынужден временно покинуть Землю Израиля] (Шмуэль I 26): «Изгнали меня ныне от приобщения к уделу Г-сподню, говоря: «Ступай, служи чужим богам»». То есть, поскольку заграница отдана сарим и мазалот, они становятся там как бы перегородкой между нами и нашим Творцом, и мы не в состоянии получить Его влияние напрямую, как это происходит в Земле Израиля – в этом смысл слов «как будто нет у него Б-га».

Перевод – рав О. Климовский.


https://www.beerot.ru/?p=53385