Утренние благословения — «Открывающий глаза слепых»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2364

В недельной главе Шмот (4:11-12) написано: «И сказал ему Г-сподь: кто дал уста человеку; или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Г-сподь?»

Вступление

Каждый день мы произносим 14 утренних благословений (помимо благословения после омовения рук, «Ашер Яцар», «Элокай Нешама», благословений на изучение Торы и «Маавир Шена»). К сожалению, эти 14 благословений иногда произносят в спешке, не обращая внимания на их содержание – так, что возникает опасение, что благословения произносятся впустую! Я видел очень религиозного человека, который, быстро шагая, буквально выбрасывал из своего рта благословения «Одевающий нагих…» и «Освобождающий узников…» а засучивая рукав для надевания тфилин, он выбросил еще несколько благословений; мое сердце сжалось от увиденного.

Я подумал: чем эти благословения отличаются от остальных – почему ими пренебрегают? И мне пришел в голову следующий ответ. Для нас эти благословения настолько естественны, что мы не ценим их. Например, благословение «Распрямляющий согбенных». Тот, кто никогда не страдал от болей в позвоночнике, не понимает, насколько великое милосердие заключается в том, что человек может с легкостью распрямиться. То же касается и остальных упомянутых благословений. Таким образом, у нас отсутствует душевная связь с благословением, и поэтому благословения просто «выбрасываются» изо рта.

Поэтому в этой статье я хочу попытаться создать душевную связь между нами и благословениями – так, чтобы мы поняли их глубину и то, насколько они актуальны и по отношению к здоровому человеку.

Также мы расширим значение благословения: если в Писании или в словах наших мудрецов мы найдем дополнительное значение – мы сделаем его частью того, что мы имеем в виду, произнося благословения (как будет объяснено ниже).

Поскольку в недельной главе Шмот говорится о слепом и зрячем, начнем с благословения «Открывающий глаза слепых» (по сефардской традиции оно является первым благословением), а в следующих статьях разъясним все остальные.

Благословение «Открывающий глаза слепых»

Поскольку во время сна глаза закрыты, первое изменение, происходящее с человеком, когда он просыпается, – это открывание глаз. (Таким образом, понятно, почему не установлено благословение на слух, ведь наши уши работают и во сне – поэтому человека можно разбудить голосом, будильником и т. п.)

Одним людям нравится, как выглядит мироздание, нравятся лучи солнца. Таким людям совсем не сложно благодарить Творца, произнося это благословение. Другие радуются тому, что благодаря своим глазам они могут изучать Тору. Им тоже легко быть благодарными. Но что делать человеку, который настолько привык к величайшему чуду глаза (см. Хазон Иш «Вера и упование»), что уже не ценит его?

Если мы проведем глубокий анализ того, что отличает нас от слепых людей, мы обнаружим нечто новое, а именно – что зрение дарит нам самостоятельность и возможность не зависеть от других.

Если мы хотим посетить некое место, мы с легкостью можем пойти практически куда угодно и когда угодно. Слепой же нуждается в зрячем поводыре. Таким образом, слепой человек оказывается ограничен возможностями и временем этого поводыря. А одно из основных качеств души заключается в том, что она не желает ни от кого зависеть и хочет делать все сама (поэтому каждый здоровый ребенок говорит: «Я хочу сам!»).

Таким образом, произнося благословение «Открывающий глаза слепых», мы благодарим Творца за нашу самостоятельность!

Тот, кто носит очки, может также иметь в виду благодарность за то, что ему достались подходящие ему диоптрии.

От материального зрения мы можем перейти к чему-то менее материальному. К примеру, на протяжении нашей жизни каждый из нас иногда чувствует себя в замешательстве, не зная, что делать. К счастью, Г-сподь дал нам разум и возможность советоваться с мудрыми людьми. Другими словами, Он открыл наши глаза. Мудрецы Торы называются «эйней а-эда» – «глазами общины». Обращаясь к ним, мы приобретаем «зрение» и получаем ответ на наш вопрос. Это тоже можно иметь в виду, произнося данное благословение.

Так мы можем перейти к чему-то более духовному. Например, человек изучает какую-либо запутанную тему Торы и видит тьму, но не свет. И вот, после тяжелых трудов его глаза открываются: у него получается разгадать тайну этой темы. Произнося благословение «Открывающий глаза слепых», такой человек сможет иметь в виду и благодарность за этот вновь открывшийся ему свет изучаемой темы.

Закончим благословением: да удостоимся мы открыть наши глаза и узреть милосердие Творца, окружающее нас!

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=22860