Масей — Киврот а-Таава, могилы вожделения

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2261

Ежедневная цитата
«Таков путь Торы: (для того, чтобы её изучать, будь готов даже) хлеб с солью кушать и воду пить и на земле спать. Если ты делаешь так, то ты счастлив и тебе хорошо. Счастлив ты – в этом мире, и хорошо тебе – в мире грядущем». 
Пиркей Авот (6:4)

«И вышли из пустыни Синай, и остановились на Киврот а-Таава» (Бемидбар, 33:16).

Одна из стоянок евреев при их передвижениях по пустыне называлась «Киврот а-Таава», что в переводе с иврита значит: «могилы вожделения». В главе Беаалотха (Бемидбар, 11:34) Тора объясняет, почему это место так называлось: «ибо там погребли народ возжелавший». По-простому пониманию имеются в виду люди «вожделевшие», умершие в результате гнева Г-спода, как рассказывается там.
Вожделение может похоронить человека не только после его материальной смерти, но и при физической жизни. И это мы видим из рассказанного в трактате Тамид (32а). Там приводится серия вопросов, заданных Александром Македонским старцам Негева, и их ответы. Так, например, на его вопрос: «Кто считается умным?» они ответили: «Тот, кто предвидит грядущее». На его вопрос «Кто считается истинным силачом?» был ответ: «Тот, кто в состоянии покорить своё дурное начало», на вопрос «Кто считается воистину богатым?» следовал ответ: «Тот, кто рад своему уделу», а на вопрос «Что сделает человек и умрёт?» ответили старцы: «Пусть оживит себя».

Эта полемика отражает разницу во взглядах между носителем мировоззрений, принятых в обществе (Александр Македонский), и носителями мировоззрений, которые можно достигнуть только путём глубокого раздумья над сутью тех или иных вещей [не зря они были «старцы Негева», Негев – это наиболее южное место в Израиле, и мудрецы сказали (Бава Батра, 25б): «тот, кто желает быть мудрым, пусть пойдёт на юг»].

По мнению Александра Македонского умным считается эрудированный человек, блистающий своими знаниями, силачом – мускулистый штангист, который с лёгкостью согнёт железные прутья, богачом – тот, у кого много денег, а воистину живым – тот, кто получает много наслаждений от жизни. Однако взгляд думающих людей на эти вещи совершенно иной. Поэтому их ответы были абсолютно противоположны тому, что глава великой державы и выдающийся полководец ожидал услышать.
Как приводилось выше, на его вопрос «Что сделает человек и умрёт?» ответ старцев был: «Пусть оживит себя».

Объясняет Маарша: пусть всю свою жизнь посвятит стремлению к удовольствиям. И тогда он потеряет не только Будующий, но и этот мир также…Подобное сказали мудрецы в трактате Пиркей Авот (4:21): есть три вещи, которые выводят человека из мира. Одна из них – постоянное стремление к удовольствиям.
Человек, который ищет во всем только удовольствия, не в состоянии по-настоящему вложить силы ни во что (ведь, как только он перестаёт получать удовольствие от чего-либо, он сразу же оставляет это). Таким образом, он распыляется, постоянно ища новые удовольствия, что даёт ему подсознательное чувство духовной пустоты. Да и настоящее удовольствие он не сможет получить никогда, ведь по-настоящему человек рад, только когда вкладывает в ту или иную вещь. И так сказал царь Шломо (Мишлей, 14:10): «Знает сердце горечь души, и (поэтому) и в радость (её) чужой не вмешается». Поскольку сердце горюет вместе с душой, оно может и испытать истинную радость вместе с ним.


https://www.beerot.ru/?p=3842