Афтара главы Матот — Любовь до сих пор жива

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

874
любовь до сих пор жива

«Так сказал Всевышний: помню тебе добро юности твоей, любовь твою, новобрачная…» (Ирмияу, 2:2; отрывок из афтары).

В этих строках мы видим удивительную вещь. В первой главе (стих 16) пророк Ирмияу получает пророчество от Всевышнего: «И призову Я их на суд за все их зло: за то, что оставили Меня, и воскуряли благовония чужим богам, и поклонялись изделиям рук своих». А сразу же после этого (2:2-3) Всевышний приказывает Ирмияу: «Иди и кричи в уши Иерусалиму такие слова. Так сказал Б-г: помню тебе добро юности твоей, любовь твою, новобрачная, когда шла ты за мной по пустыне, по земле незасеянной». И более того: «Свят Израиль для Б‑га – первинки Его урожая, все, кто будет есть его, будут осуждены, беда их постигнет – слово Б-га!»

Два эти пророчества – как неразделимая «пара», где одно дополняет другое:

рядом с пророчествами о разрушении Храма и его следствии — изгнании, Всевышний сообщает, что Его отношение к народу Израиля не изменилось: «Помню тебе – вы, народ Израиля, все еще остаетесь в статусе “Моей новобрачной”, ничего не поменялось». Это одно из удивительных чудес управления Творца, благословен Он – отношение, связь остались точно такими же, как были прежде.

Недавно я участвовал в семинаре приближающихся к иудаизму, и один из раввинов там описывал историю еврейского народа, сравнивая отношения между Всевышним и еврейским народом с отношениями между мужем и женой.

Выход из Египта и дарование Торы были как бы «свадьбой» народа Израиля с Всевышним. Уже прямо «под хупой» – краткое время после выхода из египетского рабства – началась «ссора» между «супругами»: евреи сделали золотого тельца. Но, в конце концов, обе стороны «помирились», и народ Израиля «жил» вместе с Всевышним все те сорок лет в пустыне, а прибыв в Святую Землю, они даже построили совместный Дом – Бейт а-Микдаш, который стоял более четырехсот лет. После этого Всевышний «развелся» с народом Израиля, они расстались с Ним и ушли в длительное изгнание, ожидая и надеясь вскоре вернуться к Нему.

Один из участников семинара спросил: если Всевышний действительно «развелся» с нами, «выгнал» нас, то чего мы ждем? Мы ведь в разводе, так что, на самом деле – все кончено?

На этот вопрос я ответил ему так: прежде всего, нужно знать, что сам по себе вопрос, «развелся» ли с нами Всевышний, – не так уж прост. Эта идея упоминается в нескольких местах у пророков, и в части из них объясняется, что здесь не было развода: «Разве есть разводное письмо вашей матери, с которым Я отослал ее?» (Йешаяу, 50:1). То есть, на самом деле, Всевышний не «прогнал» народ Израиля от Себя. Однако, с другой стороны, даже если Всевышний «разводится» с нами, это отличается от мужа, разводящегося с женой и отсылающего ее из дома.

Вещи, которые нам кажутся самыми болезненными, Всевышний, Который может все, в состоянии перевернуть в одной мгновение.

На что это похоже? Позвонил учитель из хедера и рассказал отцу, что его сын сегодня вел себя отвратительно, побил других детей, не учился, и т. д. Когда отец услышал это, решил наказать сына как следует. Что он сделал? Когда мальчик пришел домой, он не разрешил ему зайти в кухню, а приказал ему сразу идти в комнату и лечь спать, даже не поужинав!

Что чувствует ребенок в этот момент? «Ой-ой-ой, папа прогнал меня, он больше меня не любит!» Но мы-то знаем, что отношение отца к сыну никак не изменилось: вся та любовь и нежность, которые были в его сердце, остались такими же, как и раньше, просто отцу пришлось наказать сына, чтобы направить его на верный путь.

Так и здесь – хотя Всевышний как бы «выгнал» нас в галут, вся та чудесная любовь, которой мы удостоились во время дарования Торы, и которая проявлялась особенно в то время, когда существовал Бейт а-Микдаш, эта любовь до сих пор жива. Мы имеем возможность обнаружить ее всегда. Это – одна из базисных основ иудаизма.

https://www.beerot.ru/?p=42598