Недельная глава Матот-Масей — О вреде нетерпеливости

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2293
о вреде нетерпеливости
«И было много скота у сынов Реувена, а у сынов Гада – очень много. И увидели они страну Язер и страну Гилад, и вот земля эта — место для стад» (Бемидбар, 32:1).

Люди из колен Рувена, Гада и часть колена Менаше попросили Моше о чем-то особенном: они хотели обосноваться на восточном берегу Иордана, вместо того, чтобы получить надел в Земле Израиля. Изначально Моше был крайне недоволен такой просьбой: ведь это означало, что они отказываются участвовать вместе с представителями других колен в завоевании Кнаана. Затем колена Гада, Рувена и Менаше объяснили, что они хотят владеть именно землей на восточном берегу Иордана, потому что она хороша для выпаса скота. Они отправятся со всеми остальными коленами завоевывать Землю Израиля, и только когда вся земля будет завоевана и разделена, они вернутся управлять своей собственностью на восточном берегу Иордана.

Моше соглашается с таким предложением. Однако наши мудрецы замечают, что в таком решении – не жить в Земле Израиля – кроется ошибка этих колен. Мудрецы говорят нам, что эти колена первыми отправились в изгнание именно потому, что не выбрали надел в Земле Израиля.

Книга «Шивтей Исраэль» объясняет: все эти три колена были потомками первенцев. Рувен был первенцем для своего отца и матери, Гад – первенец Билы, а Менаше – первенец Йосефа.

Мы знаем из Торы, что первенцам положены определенные привилегии относительно всех остальных детей. Они получают двойную долю в наследстве, и есть заповедь уважения к ним со стороны младших братьев и сестер (Ктубот, 103а). С практической стороны, мы видим, что первенцы в жизни занимают, как правило, лидерские позиции, часто они более активные, деятельные по природе.

Проблема возникает тогда, когда свою энергию первенцы пускают не в то русло. Яаков, благословляя сыновей, упрекает Рувена в том, что он пахаз ке-маим – «торопливый подобно воде». Рувен по натуре своей был подобен стремительному потоку, и в стремлении немедленно делать то, что он считал правильным, иногда ошибался в расчетах. Это – не только особенность Рувена, но и общая тенденция среди первенцев.

Если следить по тексту Торы, то первенцы выставлены не в лучшем свете: вспомните истории Каина, Ишмаэля и Эйсава. Рувен потерял свое первородство, а Менаше опередил Эфраим. Возможно, причина такого «невезения» – в том, что первенцы слишком торопливы, часто «бегут впереди паровоза».

Основываясь на этом объяснении, мы можем понять, почему представители колен Рувена, Гада и Менаше обратились к Моше с данной просьбой. Все остальные колена согласны были ждать момента, когда они увидят, насколько прекрасна Земля Израиля – на западном берегу реки Иордан. Однако Рувен, Гад и часть колена Менаше увидели хорошие земли на восточном берегу и воскликнули: хватай!

Очевидно, наши мудрецы не одобряют подобный подход. «Шивтей Исраэль» предполагает, что стремительность этих колен стоила им огромной заповеди. Мишна учит нас, что с другого берега Иордана, эвер а-Ярден, нельзя приносить бикурим – первые плоды. Существует объяснение заповеди о бикурим. Пока крестьянин работает, он ждет момента, когда плоды вырастут. Когда же на деревьях начинают появляться первые плоды, у крестьянина может возникнуть непреодолимое желание побежать в поле или в сад и немедленно собрать первый урожай. Однако Тора говорит ему: это не для тебя, это нужно принести в Храм. Таким образом, заповедь о бикурим учит нас, в том числе, терпению.

Возможно, предполагает «Шивтей Исраэль», оставшимся на восточном берегу Иордана не пришлось приносить бикурим именно из-за качества нетерпеливости. Ведь именно этот аспект человеческой натуры вступает в противоречие с заповедью о бикурим.


https://www.beerot.ru/?p=16778