Глава Матот — О серьезности клятв

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

1675
В недельной главе Матот сказано, что если человек поклялся, он обязан выполнить свою клятву.

Существует очень строгий запрет, а именно – ложные и напрасные клятвы. Ложные клятвы встречаются редко, а вот подобные напрасным, к сожалению, очень часто. Например, человек говорит: «Клянусь, что купил эту машину за три тысячи шекелей». Поскольку не существует никакой практической разницы, правда это или нет, такая клятва подобна напрасной.

Многие люди говорят «я клянусь» по поводу и без повода (а когда им говорят: «Зачем ты поклялся?», они отвечают: «Я клянусь, что не клялся…»). Очень важно удалить это слово из лексикона и пользоваться оборотами наподобие «я уверяю».

В своем сборнике законов «Мишне Тора» Рамбам пишет, что во время Храма козел отпущения искупал все легкие прегрешения даже если человек не раскаялся в их совершении, а тяжелые – только если раскаялся. Легкие – это запреты, за которые нет наказания карет. Однако напрасная клятва является единственным нарушением, которое, даже несмотря на то, что за него нет наказания карет, считается тяжелым, поскольку о ней написано: «Ибо не простит Г-сподь того, кто произносит Имя Его попусту» (Шмот, 20:6)! Поэтому напрасная клятва не искупается козлом отпущения без раскаяния.

Что такое клятва? Когда человек клянется, тем самым он говорит: «Так же, как Г-сподь является однозначной истиной, так и то, что я говорю – истина».

И даже если он не упоминает открытым текстом Имя Б-га, поскольку он сказал «я клянусь», это равносильно фразе: «Я клянусь Б-гом»!

Рамбам считает, что существует повелительная заповедь клясться об истине (когда человеку предъявляют претензии в суде, и он знает, что не совершал того зла, которое ему приписывают). А по мнению других законоучителей, это лишь позволено, но не заповедано.

Мой святой тесть рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, всегда приводил то, что написано в сборнике «Мидраш Раба» на нашу недельную главу. Там сказано, что даже от правдивой клятвы нужно бежать, как от огня. Приведем здесь этот мидраш («Бемидбар Раба», Матот, 22):

«И говорил Моше главам колен сынов Израиля, говоря: вот что повелел Г-сподь: Если кто даст обет Г-споду…» (Бемидбар, 30:2-3) – это то, что написано (Ирмияу, 4:2): «И если в правде, справедливости и в деле благом будешь клясться: “[как] жив Г-сподь”…». Сказал Святой, благословен, Он, евреям: «Не думайте, что вам разрешено клясться Моим Именем даже о правде. Не можешь ты клясться моим именем, если только у тебя не будет всех этих качеств: “Г-спода, Б-га твоего, бойся” (Дварим, 6:13), – чтобы был ты, как те, кто называются боящимися Б-га – Авраам, Иов и Йосеф. Авраам, как написано: “…ибо узнал Я, что боишься ты Б-га…” (Берешит, 22:12). Иов, как написано: “…человек непорочный, справедливый и Б-гобоязненный…” (Иов, 1:1). Йосеф, как написано: “Б-га я боюсь” (Берешит, 42:18). Это [то, что касается заповеди] “Г-спода, Б-га твоего, бойся”. – “…И ему служи” (Дварим, 6:13) – если ты освобождаешь себя для Торы и для занятия заповедями, и нет у тебя другой службы, то об этом сказано: “И ему служи”. – “…И к нему прилепись” (Дварим, 10:20), – но разве человек может прикрепиться к Шехине? А ведь уже написано (Дварим, 4:24): “Ибо Господь, Б-г твой, – огонь пожирающий Он”.

Но это означает, что каждый, кто выдает свою дочь замуж за ученика, который читает [Танах] и учит [Устную Тору], а сам занимается торговлей и поддерживает его своим имуществом, о таком сказано: “И к нему прилепись”. Если в тебе есть все эти качества, ты можешь клясться, если же нет – ты не можешь клясться». Так, у царя Яная было две тысячи городов, и все они были разрушены за правдивые клятвы. Каким образом? Например, человек говорит своему товарищу: «Клянусь, что пойду и поем так и так в таком-то месте и попью так и так в таком-то месте», и они шли и выполняли свою клятву, и были разрушены. Если те, кто клянутся правдиво, так [наказаны], то те, кто клянутся ложно, – тем более.

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=27284