Глава Хукат — Пепел коровы и живая вода

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

359

Красная корова также называется хатат — грехоочистительная жертва [хотя она не была буквально жертвой, в ее святости были аспекты святости жертвы], и ее святость была чрезвычайно велика. Однако ее пепел – это не более, чем память и останки самой коровы, причем настолько малые, что в них нет ни капли намека на то, что ранее было коровой, освященной святостью жертвы.

Однако, поскольку этот пепел образовался в результате ее сожжения, в нем все еще осталась великая святость, и если его соединят с живой водой, он в силах очищать духовно нечистых и давать им возможность служить в Бейт а-Микдаше.

Сказано в книге «Таам ве-Даат», что есть здесь очень важный урок для нас, который мы обязаны выучить: если человек проверит себя, он увидит, что каждый из нас происходит из рода праведников и многих поколений святых мудрецов, не говоря уж о том, что его собственная душа взята из святого возвышенного источника. Однако из-за наших многочисленных грехов мы остались сегодня, как сожженный пепел, без всякого напоминания обо всем том великолепии, из которого мы вышли, и есть такие, у которых практически погасла последняя искра еврейства и высохла капля святости в их душе. Тем не менее и у нас есть надежда заново очиститься!

Как это сделать?

Соединиться с живой водой – с нашей святой Торой, которую мудрецы уподобляют источнику живой воды. Когда пепел коровы соединится с живой водой, мы сможем вернуться к нашим корням и подняться по ступеням святости и духовной чистоты. Поэтому ни один сын Израиля не имеет права отчаиваться, ведь его корень – в святости, и его душа происходит от чистого источника. Однако все это – при условии, что посвятит себя учебе Торы, ведь без живой воды нашей святой Торы он останется пеплом, в котором нет ни одной искры святости.

На самом деле соединение пепла с живой водой – это основа самого существования человека. Тело человека создано из праха (пепла) земного, а благодаря тому, что Всевышний «вдохнул в него душу живую», человек стал живым существом. Это учит нас, что только благодаря соединению человека, созданного из праха, с живой водой, а именно – изучением Торы, — он становится цельным, совершенным человеком. А без этой воды он остается прахом земным!

Речь здесь идет не только о людях в общем, но и о каждом человеке каждый день заново. Ведь Всевышний, по милости Своей, каждый день заново обновляет мир, и, если человек прожил один день без Торы, получается, он как бы и не жил в этот день, ведь сказано «и в прах вернешься», т. е. он был частью праха, без жизненной силы. И только когда прах соединяется с живой водой, – из него рождается чистая и святая душа.

Есть здесь и еще один намек: в еврейском народе принято молиться на могилах праведников, поскольку эти места святы из-за святости праведников, и «праведники после смерти более велики, чем при жизни».

Однако это происходит лишь тогда, когда святой прах соединяется с живой водой Торы: когда мы помним деяния того праведника, как он вел себя при жизни, насколько точно исполнял все заповеди, насколько был предан служению Творцу и изучению Торы. Когда этот святой прах объединяется с живой водой, духовная чистота и святость открываются в заслугу праведника, и раскрываются врата Небес, осыпая нас щедрым благословением.

Но если святой прах остается один, без воды, когда идут на могилу праведника, не учась его путям, нет в этом никакой пользы, свет и благословение не выйдут оттуда в мир.

Если же человек старается идти по следам наших святых предков и учиться у них путям служения Творцу, о нем сказано: «Ты – мой раб, Израиль, которым Я буду прославлен».

Перевод: г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=52497