Ваера – Семь раз падает праведник – и встает

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

628
падает

«Авраам возвратился к своим юношам, они встали и пошли вместе в Беэр-Шеву» (Берешит, 22:19).

«Вместе» означает, что он шел с ними одинаково, на том же уровне. Ведь на самом деле, когда Авраам вернулся, он ощущал некое огорчение. Он так желал с любовью вознести своего сына в жертву ради Всевышнего, и у него не получилось – ангел не дал ему этого сделать. Его ощущение было: ну, и чего я добился? Я мог принести в жертву Ицхака, а вот он – живой и невредимый! Правда, я получил обещания от Всевышнего, но жертвоприношения не удостоился совершить! (Разумеется, нельзя ни в коем случае подозревать нашего праотца Авраама в том, что ему, не дай Б-г, хотелось убить своего сына, принести его в жертву, подобно идолопоклонникам, бросавшим своих детей в огонь в жертву их божкам. Авраам просто желал выполнить волю Всевышнего на максимально совершенном уровне.)

Всевышний сказал ему: ты видишь ситуацию своими глазами, но с Моей точки зрения – пепел Ицхака лежит на жертвеннике. У Меня – жертва принесена и сожжена, и в заслугу этого еврейский народ живет до конца всех поколений.

Здесь Тора учит нас истинному взгляду на дело, которое человек делал, стараясь изо всех сил, но не получилось, – и ему кажется, что в итоге он не преуспел. Ведь мы все пытаемся, стараемся – и кажется, что просто ничего не получается!

Например: юноша решает, что с сегодняшнего дня он встает на молитву вовремя. Пытается один раз, два раза – и ничего не получается. Он ощущает досаду и разочарование, уверен, что все его усилия ничего не стоят. Но это ошибка! Нельзя и представить себе ценность любых стараний, нельзя преуменьшать ценность любого укрепления в святости.

Мы ведь все время пытаемся, стараемся и постоянно ощущаем досаду и подавленность. Ничего у нас не получается! Все это – оттого, что мы не знаем, насколько ценен еврей, который старается и желает изо всех сил, к которому приходит ангел и останавливает его. По моему мнению, неважно, ангел ли это с Небес, или Сатан – ангел смерти. Если ты по-настоящему хотел, прикладывал усилия, старался, пытался – даже если результат оказался не таким, как ты ожидал, поскольку Сатан остановил тебя – у Всевышнего хорошая мысль засчитывается, как деяние: пепел Ицхака лежит на жертвеннике.

На самом деле, я не говорю ничего нового. Ведь это смысл слов мудрецов в трактате Брахот (6а): «Хотел человек сделать заповедь, но по обстоятельствам вынужденно не сделал – Тора говорит о нем, как будто он сделал ее». Это реальность. Если Всевышний заповедал тебе что-то сделать, и ты пытался, хотел – с Его точки зрения ты завершил свою работу.

Вся наша жизнь полна попыток и усилий, и как раз ими мы живем, в этих усилиях — наша жизненная сила. А мы что делаем? Пытаемся, падаем, пытаемся снова – пока не отчаиваемся и остаемся в нокауте на полу. Это же глупость! «Семь раз падает праведник и встает»!

Человек хочет стать настоящим мудрецом Торы. Двадцать лет он старается, падает, снова старается – и так далее. Все его старания – это как жертвоприношение Ицхака. Ангел останавливает, но заслуга жертвоприношения остается у него в руках, никто не может отобрать ее у него! Это и есть настоящий бен Тора.

А мы что делаем? Пытаемся раз, другой – и, если не получается, останавливаемся, идем спать. Все, я пытался, но не пошло…

Но Всевышний желает еще и еще таких усилий, только так можно стать великими – когда стараются еще раз и еще раз, не отчаиваясь.

Подготовила г-жа Лея Шухман


https://www.beerot.ru/?p=43614