Ваехи — Кто должен обучать детей Торе?

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1063
обучать детей торе

«Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит, 49:7).

«И сказал Яаков Шимону и Леви: вы смутили меня, сделав меня ненавистным для жителей этой страны…» (Берешит, 34:30).

После того как Шимон и Леви поражают весь город Шхем, Яаков упрекает их. В ответ Шимон и Леви приводят довод: «… неужели как с блудницею поступать ему с сестрою нашею?» (Берешит, 34:31). И, как может показаться, диалог между Яаковом и сыновьями на этом заканчивается. Но в действительности Яаков высказал свое мнение, только не в тот момент, а перед смертью. Благословляя Шимона и Леви перед смертью Яаков произносит следующие слова: «Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит, 49:7). Слова эти больше похожи на проклятие, а не на благословение.

Однако Раши поясняет, что Яаков не только не проклял Шимона и Леви, но наделил их важной ролью в народе Израиля. Теперь их обязанностью будет обучать детей Торе, при том, что они будут рассеяны по городам Израиля. На них возлагается ответственность за преподавание Торы в народе, и, в частности, за обучение детей. Но такое пояснение Раши выглядит странным. Почему именно на Шимона и Леви, показавших себя не с лучшей стороны, было возложено столь ответственное дело? Как это сопоставимо с качеством «мера за меру»?

Объясняет рав Яаков Каменецкий («Эмет ле-Яаков») следующее:

Очевидно, что, кроме отрицательных качеств, Яаков смог увидеть в поведении Шимона и Леви нечто положительное, чего не было у других братьев. И то особенное качество как раз скрывалось в ответе двух братьев: «… неужели как с блудницею поступать ему с сестрою нашею?» Ведь братья готовы были пойти на самопожертвование ради чести своей сестры. Другие братья также были свидетелями произошедшего, но лишь Шимон и Леви почувствовали и восприняли страдания Дины, как свои собственные. И слова их, произнесенные с горечью и болью, были признаком способности ощущать чужую боль. Это проливает свет на то, что побудило их к столь бескомпромиссному поступку. Шимон и Леви не могли найти покоя, пока не уничтожили весь кнаанейский город и не вызволили свою сестру, оказавшуюся в беде. И Яаков понял, что только такие люди, способные почувствовать боль другого, как свою собственную, будут способны взять в свои руки посох скитаний и отправиться в путь, чтобы распространять учение Творца и воспитывать детей Израиля. Ведь столь важная миссия может быть реализована лишь теми, в чьих сердцах пламенеет ревность Всевышнего. И кто способен на самопожертвование, больше, чем требуется от него.

Получается, что Яаков совсем не планировал кого-то из сыновей наказать, а кого-то — благословить. Его слова показывают каждому из родоначальников колен Израилевых его исключительность в тех чертах и качествах, развив которые он сможет принести максимальную пользу для своего народа.


https://www.beerot.ru/?p=44315