Глава Ваехи — «Счастливы мы в этом мире»

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

1482
в этом мире

«Звулун живет у берега моря, он – при корабельной пристани, границы его – до Цидона. Иссахар – крепкий осел, легший меж вьюков. Увидев, что покой хорош, и что страна приятна, он подставил плечо под бремя [Торы] и стал слугой [выносить решения согласно Торе]» (Берешит, 49:14-15)

Приехал я в Соединенные Штаты собирать деньги на поддержку изучающих Тору. Куда обратиться, кто дает – как узнать? Есть хорошие евреи, которые подряжаются помогать. Они знают всех, знают, с кем на каком языке разговаривать, возят тебя на своей машине, да еще и дают советы: такой-то – пламенный хасид, его можно «купить» историей о его ребе; этот – ученик такого-то мудреца Торы, желательно процитировать что-то из его книг. А тот любит комментарии на тему недельных глав. И действительно, эти советы – ценнее золота, в самом прямом смысле. Я спросил своего водителя о некоем богаче. Он ответил, что тот не дает деньги на поддержку Торы. Он хорошо знает Мишну и обязательно процитирует мне сказанное в Пиркей Авот: «Тора без ремесла – в итоге исчезнет, и является причиной греха» (2:2), «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, немного воды пей, на земле спи, и живи тяжкой жизнью» (6:4)

Я сказал ему: «Давай попробуем, но при одном условии: ты пойдешь со мной, хорошо?»

Водитель был в недоумении: что ему там делать, смотреть, как меня унижают и выставляют за дверь, не дав ни гроша? Но он согласился, и мы пошли. Богач принял нас с уважением, слушал и интересовался, но заявил однозначно: он не дает принципиально. Кто трудился – будет есть. Кто не трудился – что ему есть? Он не собирается обеспечивать тунеядцев. Старец Илель был дровосеком, раби Йоханан – сапожником, раби Ицхак – кузнецом. Раши торговал вином, Рамбан и Рамбам были врачами. Хафец Хаим помогал жене в магазине, Рашаш был банкиром… Автор «Хаей Адам» занимался торговлей, а у Яавеца была типография. Короче говоря, хорошо подготовился наш бизнесмен. Но он не знал, что и я был к этому готов.

«Рад слышать, что Вы принципиальный человек, — сказал я, — кому положено – тому положено, кому нет – тому нет. Тогда, может быть, вы рассудите нас с водителем, который сидит тут».

Бизнесмен взглянул на меня с любопытством, да и водитель удивился. Не знал, что мы о чем-то спорили.

Я стал объяснять: «Я собираю деньги на поддержку Торы, и люди жертвуют, зная, что их деньги пойдут на возвышенную цель. Мой водитель – тоже человек, любящий и уважающий Тору, и он помогает мне совершенно бесплатно. Но он просит, чтобы ему оплатили хотя бы бензин. То, что он не зарабатывает – ладно, жертвует своим временем. Но терпеть убытки – он не обязан. А я ему говорю: откуда у меня деньги – от жертвователей. А они жертвуют на Тору, а не на бензин для машины! Вы – человек принципиальный, верно же, что я прав? Нет-нет, не отвечайте сразу, чтобы он не подумал, что Вы решили в мою пользу второпях. Подумайте сначала».

Оба смотрели на меня с изумлением: водитель, который и не думал требовать денег на бензин, и хозяин, который вынес решение: «Разумеется, водитель прав! Суммы, которые Вы получаете – получаете благодаря ему! Он – праведник, что не требует процентов или зарплаты. Но уж бензин точно ему положен».

«Это справедливо?» – спросил я.

«Да, это справедливо и честно! – решительно ответил хозяин, — Если у него не будет бензина, как он сможет продолжать возить Вас?»

«Вот и я так думаю, — удивил я его, — можно на минутку трактат Брахот?»

Он наморщил лоб – начал что-то подозревать. Открыл я книгу в конце второй главы и начал читать: «Слушайте Меня, благородные сердцем (те, кто укрепил свое сердце и прилепился ко Мне — Раши), далекие от цдаки. Ведь весь мир питается благодаря их заслугам, а они даже благодаря своим заслугам не питаются. Ведь каждый день выходит бат-коль с горы Синай и говорит: “Весь мир питается в заслугу Моего сына Ханины, а мой сын Ханина довольствуется одной мерой плодов рожкового дерева от Шаббата до Шаббата!”»

Сказано в Гемаре (Хулин), что в лен раби Хии попал червяк и испортил его. Спрашивает Гемара: как это может быть? Ведь мы учили, что с тех пор, как раби Хия и его сыновья поднялись в Землю Израиля из Вавилона, исчезли громы и молнии, прекратились землетрясения, вино не скисало, и лен не портился. Отвечает Гемара: их заслуги защищали весь мир, кроме них самих!

«Поймите, — обратился я к нашему хозяину, — это верно, что Вы трудитесь и зарабатываете деньги. Но изучающие Тору — это “водитель”, благодаря которому Вы зарабатываете! Они не просят у вас ни процентов, ни зарплаты. Дайте им только “бензин”, чтобы продолжать поддерживать и Вас, и весь мир!»

«Ну, Вы меня победили! – Признался бизнесмен и дал мне очень приличную сумму. — Но вот тогда у меня другой вопрос: если весь мир питается благодаря им, почему им суждено питаться мерой плодов рожкового дерева?»

О, это хороший вопрос. Ответ на него написан в нашей недельной главе, и объясним его историей.

В Вене, столице Австрийской Империи, проживал знаменитый миллионер Ансельм Соломон Ротшильд. Его отец, Соломон Меир, профинансировал постройку железной дороги, соединившей Вену с соседними странами. Поезд ходил два раза в неделю, кто в те времена ездил из страны в страну… Да и цена билета была недешевой.

Однажды пришла телеграмма, что сеть торговых домов в Польше разорилась, и можно купить весь имеющийся в их распоряжении товар за полцены, или даже меньше. Но при одном условии: оплата – наличными. Ротшильд решил использовать возможность и поехать в Польшу. Однако кроме него был кое-кто еще, кто был в курсе дела: почтовый чиновник, который получил телеграмму. Он поделился информацией с шайкой разбойников и получил оплату – тоже наличными. Передал им и содержание ответной телеграммы: «Приезжаю в Варшаву в среду».

Десять членов шайки купили билеты в вагон первого класса. План был таков: восемь человек изобразят стычку, начнется шум и крики, а остальные двое потихоньку ограбят богача и сойду на первой же остановке, где их уже будет поджидать коляска. На всякий случай трое сели в вагон второго класса, и еще трое – в вагон третьего класса, где ехали бедняки. Все разбойники вглядывались в лица пассажиров, но Ротшильда не обнаружили. То ли он изменил свои планы, то ли еще как-то извернулся…

Поезд подъехал к первой остановке. Грабители ждали: может быть, он здесь сядет в поезд? Но нет. Люди выходили и заходили, а Ротшильда не было. Поезд приехал в Краков. Разочарованные грабители вышли из вагонов и направились обратно. Поезд продолжил путь. Вот и Варшава (в те дни железнодорожное сообщение проходило именно таким образом — поезд сначала ехал на юг в Краков, а потом двигался на север — в Варшаву). Первыми сошли богачи из вагона первого класса. Сошли и средний класс, и бедняки. В последних вагонах перевозили скот: лошадей, коров и свиней. Несколько нищих встали, отряхивая опилки. Какой запах, какая вонь!

Один из нищих вышел из вагона с чемоданчиком в руках, кривясь от отвращения. Снял длинный потрепанный плащ, под которым скрывался роскошный костюм. Остановил коляску, и назвал адрес престижной гостиницы. Там уж искупается и переоденется в чистое. Но он не рассчитал, что коляска, которая ждала на перроне, тоже принадлежит разбойничьей шайке! Коляска отъехала от перрона, свернула в переулок, а там двое в черном вскочили в нее, схватили чемодан и заставили Ротшильда выйти из коляски. Как только он оказался на улице – коляски и след простыл. Ротшильд же быстро пришел в себя, остановил другую коляску и поехал в гостиницу. Пришел в заранее заказанный номер, а там его ждал его главный бухгалтер, который ехал с ним вместе в вагоне для скота, и уже приехал в гостиницу с двумя чемоданами: один – с одеждой, а другой – с деньгами…

Что я выучил из этой истории? Наш мир полон «разбойников» – соблазнов и препятствий. Мы «проезжаем» этот мир, соблазны подмигивают нам, и грабители сидят в засаде. Бен Тора желает погрузиться в Тору, собрать и накопить еще и еще духовного имущества, драгоценного богатства, которое «ценнее тысяч золотых и серебряных монет». Что же ему делать, чтобы не попасться в ловушку, чтобы не потерять все, поддавшись преходящим, эфемерным удовольствиям этого мира?

Он едет в последнем, дальнем вагоне, отделенном от всех остальных, среди нищих и бедняков, в вагоне для скота. Так он доедет со всеми своими богатствами и заключит величайшую сделку, реализуя все свои ценности.

Именно это и говорит Мишна: «Таков путь Торы: хлеб с солью ешь, немного воды пей, на земле спи, и живи тяжкой жизнью. Если будешь так делать – счастлив ты и хорошо тебе. Счастлив – в этом мире, хорошо тебе – в будущем мире».

Ну ладно, «хорошо тебе в будущем мире» – это понятно. Но как можно быть счастливым в этом мире?

Однако, если мы задумаемся… Как вам кажется, как чувствовал себя Ротшильд, величайший миллионер, когда сидел на соломе между лошадей и коров, и трясся в холодном вагоне, зная, что таким образом он обманывает воров, и собирается совершить главную сделку своей жизни?

Он знал, что он богач, и его богатство раскроется, когда он приедет к месту назначения. И каждый раз, когда ему было больно или неудобно, он вспоминал об этом.

Сколько счастья в этом мире, кроме «хорошо тебе в будущем мире»!

Именно это и сказано в нашей недельной главе: «Звулун – торговец, поддерживающий Тору, живет у берега моря, он – при корабельной пристани, границы его – до Цидона. Он занят своей торговлей и рад этому. А Иссахар – крепкий осел, – терпящий ярмо, как крепкий осел, на которого кладут тяжелую поклажу, – легший меж вьюков. Как осел, который ни днем, ни ночью, не спит в конюшне, а ложится прямо там, где проходит, неся свою поклажу. Почему? Неужели ему не хочется отдохнуть, хорошо пожить? Еще как! Увидев, что покой хорош, и что страна приятна, что он сделал? Он подставил плечо под бремя – Торы, и стал для всех своих собратьев, сынов Израиля слугой – говорить им законы Торы.

Что тут сказано? Все, о чем мы говорили!

Он умеет ценить все наслаждения этого мира, и тем более – весь мир питается благодаря ему, его заслугам. Но он знает, что все удовольствия этого мира и сравниться не могут с его удовольствием, счастьем и богатством от Торы!

Рассказывают, что Хафец Хаим проживал в убогом домишке, пол там был земляным, и мебель еле держалась. Однажды его жена, рабанит, пожаловалась: «Ты видел, у соседей делают ремонт — чинят стены, меняют мебель!»

Ответил ей Хафец Хаим: «Всевышний удостоил тебя мужа бен Тора, замечательных детей, учащих Тору, твой дом – дом Торы и света. А им, бедным, Он не дал знания Торы и учения ее, и детей, дарующих настоящее еврейское счастье. Так пусть хотя бы ремонт сделают…»

Пусть они тоже получат хоть чуть-чуть «счастья в этом мире»…


https://www.beerot.ru/?p=44314