Ваехи — Сила Эфраима и Менаше — Связь с миром духовного

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2049

Благословляя детей Йосефа, Яаков говорит (Берешит, 48:20): «Тобою будет благословлять Израиль, говоря: “Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше”». Раши объясняет, что тот, кто захочет благословить сыновей, скажет каждому из них: «Да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше». И таков обычай народа Израиля: в вечер Субботы отец благословляет своих детей этим благословением.

Возникает вопрос: почему из двенадцати колен наш праотец Яаков выбрал именно колена Эфраима и Менаше? Разве не было других, более достойных колен?

Первый ответ: многие отвечают, что Эфраим и Менаше – единственные внуки, удостоившиеся стать родоначальниками колен, подобно представителям предшествовавшего поколения (в отличие от, например, небезызвестных сыновей Йеуды – Переца и Зераха, которые не получили статуса родоначальников колен). Поэтому каждый отец благословляет своих детей, чтобы Святой, благословен Он, сделал их подобными Эфраиму и Менаше, то есть чтобы в них не проявилось снижение уровня поколений.

Этот ответ, однако, не до конца ясен. Во-первых, из сказанного в трактате Орайот (6б) однозначно следует, что Эфраим и Менаше считаются двумя коленами только в отношении знамен и глав колен, но не в отношении чего-то еще. То есть Эфраим и Менаше не стали равноценными братьям своего отца Йосефа.

Во-вторых, великий мудрец рав Шломо Айман, благословенна его память, доказал, что Йосеф не только является одним из родоначальников колен, но и считается подобным праотцам еврейского народа. Также Йосеф – единственный, помимо праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, кого символизирует один из четырех видов растений в Суккот. А в одном из стихов Теилим (77:16) написано: «Избавил Ты мышцей Своей народ Твой, сынов Яакова и Йосефа. Сэла!» Выходит, что даже если сыновья Йосефа будут считаться родоначальниками колен, это все равно будет снижением уровня поколений (у сыновей Йосефа в контексте этого объяснения), ведь их отец – не только один из родоначальников колен, но и почти на уровне праотцев еврейского народа!

Второй ответ: многие отмечают, что Эфраим и Менаше – это единственные родоначальники колен, выросшие на чужбине, без Яакова, посреди нечистоты Египта, и, несмотря на это, сохранившие силу своей веры. Остальные родоначальники колен находились под сенью Яакова, а значит, им было несложно оставаться твердыми в вере.

Таким образом, становится понятно, почему отец благословляет своих детей, чтобы они были подобны Эфраиму и Менаше. Имеется в виду пожелание о том, чтобы независимо от сложности положения, оно не смогло бы помешать детям сохранять твердость веры и продолжать соблюдать заповеди.

Однажды я говорил на эту тему, а один из слушателей не понял и спросил: разве это благословение – благословить детей, чтобы они были вынуждены отправиться туда, где нет Торы, и чтобы там они преуспели? Этот вопрос заставляет меня объяснить сказанное еще более подробно.

Для начала рассмотрим поезд. В поезде есть локомотив, а есть остальные вагоны. У обычных вагонов нет мотора, они не могут ехать сами. Но поскольку они связаны с локомотивом, он ведет их за собой.

Тот, кто вырос в религиозной среде или учится в ешиве, похож на вагон. Если он не отсоединит себя, он продолжит молиться, учиться и выполнять заповеди, поскольку такова общая среда вокруг (локомотив). Но если человек, даже находясь там, где ничего этого нет, тем не менее, будет молиться, учиться и выполнять заповеди, это покажет, что у него есть глубокая связь с миром духовного (другими словами, он сам – настоящий локомотив).

Поэтому каждый отец благословляет своих сыновей, чтобы они были «локомотивами», а не «обычными вагонами»!

Третий ответ на заданный вначале вопрос я слышал от своего тестя, рава Ицхака Зильбера, благословенна память святого праведника. До благословения Яакова Менаше рос, будучи первенцем, красой семьи. И вот приходит дед, отбирает у него этот почетный статус и передает его Эфраиму, наделяя последнего – младшего брата Менаше – большей важностью, чем самого Менаше. Каких бы последствий мы ожидали? Менаше мог бы люто возненавидеть своего брата Эфраима, и кто знает, что он мог бы ему сделать.

Так, например, его двоюродный дед Эсав добровольно продал свое первородство Яакову, а потом всю свою жизнь хотел убить его. Менаше же ничего не продавал – фактически, у него забрали первородство силой. Значит, отношение Менаше к Эфраиму должно было быть не менее негативным!

Тем не менее, ни в стихах Торы, ни в словах наших мудрецов мы не находим ни одного намека на ненависть Менаше по отношению к своему брату, ни, тем более, намека на намерение Менаше причинить Эфраиму зло.

А что обычно происходит с младшим братом, внезапно обретающим величие? Он поддается гордыне. Тем не менее, мы не видим, чтобы Эфраим возгордился и надменно относился к Менаше.

Поэтому каждый отец благословляет своих сыновей словами «да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше». «Подобным Эфраиму» – то есть, без гордыни, «и Менаше» – то есть, без зависти и ненависти!

Следует, однако, сделать пару замечаний.

  1. В «Мидраш Шир а-Ширим» в качестве толкования стиха «если бы ты был мне брат» (Шир а-Ширим, 8:1) говорится, что народ Израиля страстно желает, чтобы Святой, благословен Он, был ему, как брат. Мидраш задает вопрос: какого брата имеет в виду Израиль?

Речь идет о Моше и Аароне: ведь Аарон искренне радовался величию своего брата!

На первый взгляд, это не согласуется с объяснением моего тестя, благословенна память праведника: почему же мидраш не приводит в пример Менаше и Эфраима?

Ответ заключается в том, что отношения Менаше и Эфраима соответствовали лишь ступени «отдались от зла» (Теилим, 34:15), но мы не находим упоминаний о том, что Менаше радовался величию Эфраима. Таким образом, в поколении Яакова максимальным уровнем братской любви и солидарности действительно обладали Менаше и Эфраим, но в последующих поколениях мы наблюдаем более высокую ступень радости за ближнего.

  1. Мы действительно не находим упоминаний о гордыне Эфраима и о его надменном отношении к своему старшему брату Менаше. Но анализируя более поздние поколения, мы видим много примеров гордыни, присущей колену Эфраима (в книге Судей это Гидеон и Ифтах, а в книгах поздних пророков о гордыне колена Эфраима говорится много раз).

Я слышал от имени Аризаля, что Моше и Аарон исправили грех Каина и Авеля, но начать мы должны с удаления от зла, хотя не от каждого можно ожидать величия Моше и Аарона. Пусть же все мы удостоимся как твердой веры, так и настоящей любви к ближнему, и, таким образом, по отношению к нам исполнится благословение «да сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше»!

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=22732