Афтара главы Ваеце — Полное раскаяние

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

441
полное раскаяние

В афтаре недельной главы Ваеце в ашкеназских общинах читаются следующие отрывки из книги пророка Ошеа: полностью главы 12, 13, 14; в конце добавляются стихи из пророка Йоэля (2:26,27). В сефардских общинах читается отрывок из книги пророка Ошеа (11:7 – 12:12).

Связь афтары с недельной главой

В одном из стихов афтары говорится: «И убежал Яаков в поле Арама, и служил Израиль за жену, и за жену стерег стада» (12:13). Это в точности напоминает о главных событиях главы Ваеце, когда Яаков был вынужден бежать к Лавану, а потом работать четырнадцать лет за двух жен («Левуш», «Шульхан Арух», «Орах Хаим», §669).

Содержание афтары

Всевышний обращался к народу Израиля через пророка Ошеа, сына Беэри, во времена правления царей Иудеи — Узия, Яотама, Ахаза и Хизкия. А также во времена правления Йеровама, сына Йоаша, царя Северного царства. Уже прошло много времени с момента разделения Израиля на два царства. Ошеа пророчествует для обеих частей народа, называя царство десяти колен Эфраимом (по первому царю — Йероваму, сыну Невата, уроженцу этого колена). Колена же Биньямина и Йеуды, оставшиеся под властью Иерусалима, пророк зовет Иудеей.

Отрывки афтары содержат увещевания народу за то, что они не гнушаются служения идолам, а также за то, что в отношениях между собой они часто забывают о справедливости. Грехи их столь тяжелы, что пророк сравнивает народ с хищными животными, которых следовало бы уничтожить.

Но Всевышний в Своем великом милосердии говорит, что Он не станет вымещать свой гнев в полной мере. Стоит только евреям раскаяться в содеянном, как Творец вернет народ на его землю.

И когда это произойдет, то вновь расцветет Израиль, и слава его будет разноситься по всему миру.

В дополнение к этому утешению напоминает Всевышний о милости, которую Он совершил праотцу Яакову: как во время появления на свет Яаков ухватился за пяту Эсава, как смог выйти победителем в противостоянии с ангелом Эсава, как был спасен от Лавана. И все это для того, чтобы напомнить евреям, что если они будут относиться к Всевышнему, как это делал Яаков, то и Творец станет опекать их, как опекал их праотца.

Поскольку пророчество Ошеа заканчивается тяжелыми словами увещевания: «…а грешники оступятся на них» (14:10), в ашкеназских общинах принято заканчивать чтение афтары словами пророка Йоэля, описывающих красоту и великолепие Израиля, когда народ приходит к полному раскаянию.

Не обращаться к греху даже в мыслях

В мидраше «Берешит Раба» (4:19) приводится следующее: «“И вернулся Реувен к яме…” (Берешит, 37:29). Откуда вернулся Реувен? Где был? Раби Элиэзер и раби Йеошуа поясняют, что Реувен был занят раскаянием в своих грехах, а когда вернулся, то заглянул в яму, куда был брошен Йосеф, чтобы спасти его. Тогда сказал Всевышний: “Никогда еще человек так искренне не раскаивался в своих грехах. Ты, Реувен, стал первым. Я обещаю, что за это один из твоих потомков встанет и провозгласит в будущем: “Возвратись, Израиль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо оступился ты в своем грехе” (Ошеа 14:2)”».

Спрашивает Рашаш: в мидраше говорится, что Реувен был первым, кто пришел к раскаянию в своих грехах. Но ведь известно, что в истории человечества до этого были люди, пришедшие к раскаянию. О Каине и о его отце Адаме было известно, что они глубоко раскаивались в совершенных преступлениях!

Что такое «полное раскаяние»?

Сказано в книге «Зоар» (Ваехи, 220а): «… Вслед за Рош а-Шана Всевышний посылает нам Йом Кипур, особый день для того, чтобы человек мог прийти к тшуве. И хорошо, если человек правильно распорядится предоставляемой ему возможностью. Ведь в Йом Кипур Творец выносит решение по делу, которое было заведено на человека в Рош а-Шана. Однако после Судного дня, когда качество тшувы утрачивает свою неограниченную власть, уже требуется прикладывать куда большие усилия, чтобы вынесенный вердикт был отменен. Но если смог человек найти в себе силы и прийти к полному раскаянию, пусть это и было сделано после Йом Кипура, вынесение окончательного решения суда откладывается до Шмини Ацерет. И если тогда человек находит в себе силы прийти к полному исправлению грехов, тогда и наказание аннулируется».

Пишет Рабмам в «Илхот Тшува» (2:2), что у процесса тшувы есть несколько этапов.

Согрешивший человек должен прекратить совершать этот грех, должен перестать желать подобное даже на уровне мысли и искренне раскаяться о содеянном в прошлом.

Все перечисленные элементы тшувы понятны. Однако один момент требует разъяснения. Что означает «перестать желать грех даже на уровне мысли»? Ответить на этот вопрос поможет нам пояснение Раши стиха в главе Беаалотха: «Вспоминаем мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бемидбар, 11:5). Говорит Раши, что ни о какой бесплатной рыбе, которую давали им египтяне, не может быть и речи. Ведь если им не выдавалась даже бесплатная солома, для производства кирпичей, разве стали бы притеснители бесплатно кормить их рыбой? Так на что тогда указывает нам слово «даром»?

Поясняет Раши, что в Египте евреи не жили с ощущением, что их пропитание напрямую зависит от их хороших поступков, т. е. от Всевышнего. Вот об утрате того состояния «бесплатной еды», когда их не тяготило осознание, что все находится в зависимости от их праведного поведения, и что за все нужно благодарить Творца, они горевали. Разумеется, одни только подобные воспоминая уже являлись тяжелым грехом. Только не грехом практическим, а грехом на уровне мысли.

В стихе не использован глагол в прошедшем времени — ахальну («ели»), а глагол в будущем времени — нохаль («будем есть»). Это намекает на то, как приятны были те воспоминания, которые пробуждали ощущения — словно вкус бесплатной рыбы не только появлялся на их языках, но еще не раз появится. Стоит только вспомнить и помечтать об этом.

Не исключено, что подобные внутренние процессы имеют место и у тех, кто раскаялся о своем прошлом.

И пусть они изменили свою жизнь, вернувшись к Творцу, оставив прежние грехи, однако воспоминания о тех днях все еще хранятся в их памяти. Эти мысли несут в себе большую опасность, способную вернуть человека к грехам, казалось бы, давно оставшимся в прошлом. Об этих «подводных камнях» и говорит Рамбам, добавляя, что настоящая тшува – это не только сожаление о содеянном в прошлом, и отстранение от греха в будущем. Для того, чтобы тшува считалась полноценной требуется полное отстранение от тех грехов даже на уровне мысли. И разве не об этом говорится в «Зоаре», когда там упоминается полное раскаяние?!

А теперь можно попытаться дать ответ на вопрос Рашаша, который недоумевает от того, что в списке первых раскаявшихся отсутствуют Каин и Адам. По-видимому, их раскаянию недоставало того элемента, о котором говорилось. И только Реувен был первым, кто смог очистился от своих грехов даже на уровне мысли. За это он и удостоился чести, что именно его потомок стал призвать свой народ: «Возвратись, Израиль, к Г-споду, Б-гу своему».


https://www.beerot.ru/?p=48376