Лакомства к субботнему столу — Короткие ворты на тему недельной главы Ваишлах

В стихах (Берешит, 32:7-8) говорится: «И вернулись посланцы к Яакову и сказали: пришли мы к брату твоему, к Эсаву, и также он идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним. И испугался Яаков очень, и огорчило его…». Почему Эсав так недружелюбно встречает брата? Объясняет «Седер а-Дорот»: после того, как Лаван расстался с Яаковом [об этом рассказывается в конце прошлой главы], он послал своих людей к Эсаву. Посланцы Лавана опередили Яакова, пойдя более короткой дорогой, пришли к Эсаву и сказали ему так: «Послушай, что говорит твой друг и родственник Лаван. Твой брат Яаков пришел ко мне голый и с пустыми руками, а я принял его и ввел в свой дом с почетом, и возвеличил его, и дал ему в жены двух своих дочерей. И благословил его Б-г из-за того, что он жил у меня, и разбогател он чрезвычайно, а потом бежал, и украл при этом моих идолов. А сейчас расстались мы с ним у горы, что возле речки Ябок, так что, если хочешь, иди туда, и там найдешь его, и сможешь сделать с ним все, что хочешь». Когда Эсав услышал все это, он чрезвычайно разозлился, и прежняя ненависть к Яакову снова разгорелась в нем. Тогда собрал Эсав всех своих сыновей и слуг и отправился навстречу брату, чтобы убить его.

«Седер а-Дорот»

Перед встречей с Эсавом Яаков просит Всевышнего (Берешит, 32:12): «Спаси меня, прошу, от руки моего брата, от руки Эсава…». «Бейт а-Леви», комментируя это место, спрашивает: почему Яаков, прося спасти его от руки брата, еще уточняет «от руки Эсава», ведь и так понятно, о ком идет речь? И отвечает так: Яаков, услышав, что брат идет навстречу ему, понял, что возможны два варианта развития событий: ему придется воевать с Эсавом, или, наоборот, Эсав захочет жить с Яаковом в «братской дружбе». Яаков же боялся и того, и другого, поскольку даже любовь и добро, которые исходят от Эсава, являются злом для Яакова и его потомков. Поэтому и просил: «спаси меня от руки моего брата» – от руки «братской дружбы», и спаси также «от руки Эсава» – от руки врага, который хочет меня убить. Молитва Яакова была принята. Эсав, который сначала хотел убить Яакова, передумал и сказал (Берешит, 33:12): «…поедем, и пойдем, и пойду я перед тобой», т. е. «давай будем друзьями», но Яакову удалось избавиться и от этого, как сказано (Берешит, 33:16): «И вернулся в тот же день Эсав путем его в Сеир» – Эсав ушел сразу же и не задержался даже на один день, как и просил Яаков.

То, что происходило с нашими праотцами – знак для их потомков. В этом галутепотомки Эсава делают с нами то, что хотел сделать их предок с Яаковом. Сначала убивают и мучают, а потом говорят, что хотят жить с нами в «братской дружбе» – для того, чтобы, не дай Б-г, отдалить Израиль от служения Всевышнему и увести от веры.

«Бейт а-Леви»

Написано в Торе (Берешит, 32:25-26): «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до рассвета. И увидел, что не может одолеть его, и коснулся бедренного сустава его, и вывихнул сустав бедра Яакова, когда боролся он с ним». Говорит «Мидраш Раба» что тот, с кем боролся Яаков всю ночь, был ангелом-покровителем Эсава (Сатан), и все это происходило в день девятого Ава – время очень неблагоприятное для Израиля [в этот день был вынесен приговор вышедшим из Египта о том, что они не войдут в Землю Израиля, а умрут в пустыне; в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы, и на протяжении поколений множество несчастий происходят именно в этот день]. Поэтому и смог ангел нанести вред Яакову.

«Седер а-Дорот»

Говорит Тора (Берешит, 32:27-29): «И сказал [ангел Яакову]: отпусти меня, ибо взошла заря. Но он сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. И сказал тот ему: как имя твое? И он сказал: Яаков. И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил». Объясняет Мальбим, что в этом – знак для потомков Яакова, как для каждого в отдельности, так и для всего народа Израиля в целом. Еврей должен знать, что внутренняя война в нем между духовным и материальным продолжается всю ночь – все время, пока он находится в этом мире, уподобленном ночи. Пока не наступит время зари – время перехода в Мир Света. Тогда душа его отделится от тела и вернется ко Всевышнему, и возьмет благословение также и от материального, с которым боролась всю жизнь. И поскольку все время, пока находилась душа в этом мире, она была связана материей, но победила ее, такая душа становится выше ангелов, которые духовны и никогда не касались материального, и об этом говорит стих: «ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил». Что же касается всего народа Израиля – здесь знак для нас, что Эсав не сможет одолеть нас, но поразит «ногу» нашего народа – молодые поколения, которые будут, не дай Б-г, уходить от Торы. Это случится в конце ночи галута, «перед рассветом». Но когда рассветет, ночь закончится, и придет время геулы [избавления]. Поняв это, Яаков хотел, чтобы ангел дал благословение его потомкам на то время, когда закончится галут, на что тот ответил: твои потомки не нуждаются в моем благословении, поскольку тогда будет стоять Израиль выше ангелов, которые не выбирают между добром и злом, а евреи воевали со злом и победили его. И про это сказано: «ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил».

Мальбим

Тора описывает встречу Яакова с Эсавом (Берешит, 33:3): «А он [Яаков] прошел пред ними [перед женами и детьми], и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему». Почему Яаков поклонился семь раз? Объясняет Бааль а-Турим: поклонился ему семь раз, как написано в стихе (Мишлей, 24:16): «Семь раз упадет праведник и поднимется». Яаков показал тем самым, что даже если семь раз придется упасть его потомкам в галуте Эсава, тем не менее, Всевышний не оставит их и поможет подняться.

Бааль а-Турим, согласно объяснению «Шаарей Аарон»

Когда Яаков пришел в Шхем, он купил там участок земли. Стих (Берешит, 33:19) говорит: «И купил [Яаков] часть поля там, где он поставил свой шатер, у сыновей Хамора, хозяина Шхема, за сто кшита. Ибн Эзра обращает внимание на подробность, которую подчеркивает Тора: Яаков купил только «часть поля». Вроде бы, нет нужды сообщать нам об этом: в конце концов, какая разница, купил Яаков все поле или только его часть? И отвечает так: стих подчеркивает, насколько велико значение Земли Израиля – та часть ее, которой владеет человек, так же важна для него, как его доля в Будущем Мире.

Ибн Эзра

Перед тем как подняться в Бейт Э-ль, Яаков предупреждает тех, кто был с ним (Берешит, 35:2): «И сказал Яаков дому своему и всем, которые с ним: устраните богов чужих, которые в среде вашей, и очиститесь, и поменяйте одежды ваши». Объясняет Мальбим: Яаков приказывает уничтожить предметы идолопоклонства, которые были захвачены в Шхеме, а также очистить тела и одежды от духовной нечистоты, связанной с этим. Но, кроме этого, здесь есть намек на необходимость уничтожить «чужие» мысли и мнения, которые и есть «чужие боги» в сердце человека, а также «очиститься», т. е. исправить свои поступки, и «поменять одежды», т. е. исправить качества характера, которые уподобляются одеждам человека.

Мальбим


https://www.beerot.ru/?p=22122