Кдошим — Забытая заповедь: трепет перед родителями

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2479
трепет перед родителями

В нашей недельной главе присутствует одна из 613 заповедей Торы, которая, однако, практически не известна людям.

О заповеди почитания отца и матери еще что-то знают, но о заповеди трепета перед ними – почти ничего. При этом Рамбам в своей книге заповедей перечисляет две повелительных заповеди – одна из них об уважении, а другая – о трепете. Итак, написано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Ваикра, 19:3). Далее мы приведем несколько законов, касающихся выполнения этой заповеди на практике, и на их примере увидим, насколько реальное положение вещей зачастую далеко от того, что требует от нас Тора.

Написано в своде законов «Шулхан Арух» («Йорэ Деа», 240:1-3): необходимо быть чрезвычайно осторожным в почитании отца и матери и в страхе перед ними. Рамо добавляет: но, в любом случае, суд не принуждает (имеется в виду принуждение наказанием) к выполнению заповеди почитания отца и матери, поскольку это такая заповедь, награда за которую приведена в Торе, а к выполнению такого рода заповедей суд не принуждает («Бейт Йосеф» от имени Гемары, а также «Толдот Адам ве-Хава», 1).

Что такое трепет перед родителями?

Не будет стоять со своими друзьями в том месте, которое предназначено для того, чтобы там стоял его отец во время переговоров со старцами, или в том месте, которое предназначено для того, чтобы там молился его отец. Не будет сидеть на том месте, которое предназначено для того, чтобы на нем сидел его отец. Не станет ни перечить его словам, ни выносить вердикт о его словах при нем. Не скажет даже «видятся верными слова отца». Не станет называть его по имени ни при его жизни, ни после его смерти, но скажет: «мой отец и учитель» (Тур).

Каковы пределы трепета перед ними? Если сын был облачен в красивые одежды и сидел во главе общины, и пришли его отец и его мать, и порвали его одежды, и ударили его по голове, и плюнули ему в лицо, – не станет позорить их, но промолчит и устрашится Царя царей, приказавшего ему поступать так.

Я не хочу останавливаться на многочисленных приведенных здесь деталях – подчеркнем лишь несколько практических моментов.

1. Например, запрет сидеть на месте отца немного известен, но запрет перечить его словам забыт совершенно.

2. Каждый день мы можем наблюдать, как в разных семьях обсуждаются те или иные вопросы, отец выражает свое мнение, а сын или дочь говорят «не правильно» и т. д. (громко и с чувством – так, как даже с друзьями не стоит разговаривать).

3. Мать просит выбросить мусор или помыть посуду, а сын или дочь отвечают отказом.

4. Если мы скажем сыну, что даже говорить, что его отец прав в споре с другим, запрещено, – он не поверит нам, но это написано в «Шулхан Арухе»! Логика этого закона такова: кто ты такой, чтобы судить о том, что говорит твой отец.

5. Очень жаль, что люди нарушают закон даже в ходе споров на неважные темы (например, где самый дешевый магазин, или споры на тему политики). И даже если он удостоился учить Тору с отцом и обнаружил, что его отец ошибся, не может сказать ему: «Ты ошибся». Существует много способов, как можно намекнуть ему на это.

Помимо повеления о трепете, есть также проклятие от Б-га и шестисот тысяч евреев по отношению к тому, кто позорит своего отца или мать!

В книге Дварим (27:16) написано: «Проклят позорящий [не относящийся с должным уважением] отца своего и мать свою, и сказал весь народ: “Амен”». Автор «Сефер Харедим» пишет, что любое прегрешение в том, что касается трепета (или даже недостатка почета) включено в это!

Пишет «Хаей Адам» (67): «Каждый, кто позорит своего отца и мать, даже словами и даже намеком, входит в категорию проклятых Б-гом, как сказано: “Проклят позорящий отца своего и мать свою”. И об этом сказал Шломо в книге Мишлей (30:17): “Глаз, насмехающийся над отцом и позорящий морщины матери, – выклюют его вороны…”. Шломо сказал о “морщинах матери”, поскольку зачастую женщины говорят глупости; тем более, когда она стара, ее слова могут быть глупы. Поэтому он сказал, что даже тот, кто позорит старость матери, получает за это большое наказание. И написано в “Сефер Харедим”: “Был случай в наши дни с человеком, который кормил свою мать, но она была презренна в его глазах, поскольку вышла замуж после смерти его отца. Этот человек отправился в морской путь, и был убит и брошен в море. Евреи искали его и нашли на берегу моря, и один его глаз был выклеван воронами”».

Важное уточнение: тот, кто читает эту статью, может по ошибке решить, что родители обязаны вести себя строго и высокомерно. Мы, однако, приняли от моего святого тестя рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, что отцу подобает вести себя дома с максимальной приязнью и любовью (в соответствии с мнением Хафец Хаима), но это не должно препятствовать детям бояться его!

Какие советы можно дать тому, кто хочет измениться в соблюдении этой важной заповеди?

1. Будет хорошо, если он станет учить «Шулхан Арух» («Йоре Дэа», 240-241) с комментариями. А если человек также сможет проучить соответствующие стихи Пятикнижия с комментариями, темы Талмуда, постановления Рамбама, Тура и комментарии Бейт Йосефа, это будет очень хорошо! И чем внимательнее он будет изучать эти законы, тем лучше он впитает в себя все это. В итоге будет больший эффект, чем от изучения книг, посвященных нравоучениям и наставлениям, как учил нас рав Исраэль Салантер.

2. Пусть проучит весь пункт 67 первой части книги «Хаей Адам».

3. Если получится, пусть проучит все, что написано об этой заповеди в книге «Сефер Харедим» (в тех частях, которые связаны с мыслью, речью и действием). Я же думаю, что тот, кто называет себя хареди, обязательно должен проучить всю книгу «Сефер Харедим». [Проверенный совет от рава И. Полищука. Если посвятить 40 дней от новомесячья Элуля до Йом Кипура изучению этой книги, святые дни Рош а-Шана и Йом Кипур пройдут на ином духовном уровне.]

Рассказывают об одном из великих людей Иерусалима, жившем около ста лет назад, что у него было две пачки открытий в Торе: одна – его, а другая – его отца. Он всегда следил за тем, чтобы класть пачку отца сверху. И бежал всю дорогу за грузчиком, чтобы тот не поменял случайно пачки местами, положив его пачку на пачку его отца.

Надеюсь, мы удостоимся выполнить эту важную заповедь, ведь тот, кто выполняет забытую всеми заповедь, удостаивается награды, положенной для всех.

К тому же тот, кто выполняет заповедь бояться отца и матери, чудесным образом удостаивается того, что ему не случится осквернить Шаббат, как сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте» (Ваикра 19:3).

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=25493