Тазриа-Мецора — Что такое хорошо, и что такое плохо…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1655
благословлять на плохое

Сказано в трактате Брахот, что человек должен благословлять на плохое известие так же, как он благословляет на хорошее.

Рамбам объясняет, что это означает принять плохое с радостью и добрым сердцем, и обуздать свой гнев. И когда будет благословлять «Благословен Судья праведный» – так же, как благословляет «Благой и дарующий благо».

Известна история о похоронах дочери великого рава Элияу Давида Рабиновича-Теумим, куда собрались все жители городка. Сам же рав ушел и закрылся в своей комнате. Минут через двадцать он вышел, извинился и объяснил, что поскольку мы обязаны благословлять на плохое известие так же, как на хорошее, он закрылся в комнате до тех пор, пока не смог достичь такой же радости, какую чувствовал, когда ему сообщили о рождении дочери!

Казалось бы, как это возможно? Но на самом деле – только так и можно! Пишет Рамбам: это можно постичь разумом, и сама Тора даже не дала нам такую заповедь, поскольку есть множество событий, которые кажутся вначале хорошими, а конец у них плохой, и наоборот.

Я уже рассказывал, что когда Советы овладели Литвой, они закрыли ешивы и стали устраивать облавы на их учеников. Мы, около ста ребят, были пойманы и отправлены в Сибирь. Многим нашим друзьям удалось спрятаться. Как они были счастливы! А после войны я встретил рава Гершона Либмана, одного из учащихся ешивы (а впоследствии — одного из основателей и руководителей мира Торы во Франции). Он сказал мне: «Как мы в свое время жалели вас, что вас поймали и отправили в Гулаг. И как мы радовались, что нам удалось спрятаться. Но тут немцы вторглись на территорию Литвы, нас заключили в гетто, подавляющая часть погибла, а те немногие, что выжили – прошли концлагеря… Так что постфактум выяснилось, что ваша беда была вашим спасением, а наше спасение оказалось нашей бедой!»

Этот урок мы учим как раз из нашей недельной главы: «Когда вы придете в землю Кнаан, которую Я отдаю вам во владение, и Я пошлю поражение цараат на какой-нибудь дом в стране» (Ваикра, 14:34). Раши комментирует: «Это – (хорошее) известие для тех, чей дом был поражен этим. Эморейцы прятали золото в стены своих домов все сорок лет, что народ Израиля был в пустыне, а теперь из-за цараат человек разрушает свой дом и находит этот клад».

Как потемнело в глазах у человека, когда он увидел пятно цараат! С каким надломом в сердце он благословлял «Благословен Судья праведный», когда коэн дал указание разрушить дом! Как он молился, чтобы поражение не распространилось, и как был разочарован, что его молитва не была принята! Со слезами начал разрушать дом… и нашел сокровище! Теперь он сможет построить дом в сто раз лучше – большой и роскошный, и будет богачом. Спасибо Тебе, Владыка мира, что Ты не прислушался к моей молитве! Спасибо за цараат и за разрушение дома!

По этому поводу я слышал от главы ешивы рава Авраама Яфена одну реальную историю. Был один парень, не обладавший большими способностями, даже самые простые вещи ему было трудно понять. Все его жалели: ой, бедолага, что с ним будет, он ведь даже продавцом в лавке не сможет стать…

И вдруг – весь город бурлит, разговоры не прекращаются: «Вы слышали? Он выиграл в лотерею пять тысяч рублей!» В то время это были огромные деньги. Выиграл в лотерею! Умудрился угадать три цифры. «Как это у тебя получилось?» – стали его спрашивать.

Тот рассказал: «Честно говоря, я в жизни не собирался играть в лотерею. Но однажды ночью мне приснились цифры: семнадцать, восемнадцать, триста и семьдесят. Ну, я и понял, что это выигрышные номера!»

«Но ведь в билете нужно написать только три цифры!» Он улыбнулся, довольный: «А я понял, на что намекает сон! Я сложил все эти цифры вместе: семнадцать плюс восемнадцать плюс триста плюс семьдесят. Получается четыреста пятнадцать. Вот я и написал в билете – четыре, один, пять. И выиграл!»

Один умник посчитал и удивился: «Но ведь если сложить все вместе, получается четыреста пять!» «А, да? – ответил счастливчик, — как мне повезло, что у меня плохо с арифметикой!» Все его жалели, что он даже арифметику не знает, а он из-за этого разбогател!

Что хотел рав Яфен сказать этой историей? Что ничего мы не знаем — когда нам посылается добро, а когда — зло. Недостаток может оказаться достоинством, и наоборот. Единственное, что нам остается – идти прямодушно по путям Творца и, как сказано в Мишлей: «Идущий прямодушно, пойдет уверенно»!


https://www.beerot.ru/?p=41440