Глава Шмини — Кто виноват? — Корень проблем

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

2498

Наша сегодняшняя ситуация тяжела как с физической точки зрения (экономика, безопасность), так и с духовной (преследование веры, тяжелые соблазны). Часто можно услышать, что люди обуславливают всякую сложную ситуацию внешними факторами: все из-за такого-то человека, или такого-то министра, или круга лиц, или некоего прибора… Но взгляд Торы не таков. Каждый должен понять, что корень любой проблемы нужно искать в самом себе, а затем вокруг себя. Не потому, что сам человек так плох, и не потому, что его община виновата больше других. У всех бед есть духовые корни, и обязанность каждого из нас, каждой святой общины – исправить то, что в наших силах. Это значит, прежде всего, исправить духовные корни проблем в самих себе, даже если есть и другие, виновные в таких же грехах. Тем не менее, возможно, именно наше прегрешение перевешивает чашу весов Небесного суда, и проблемы приходят в наш мир.

Процитируем слова Раши о разочаровывающей ситуации, описанной в главе Шмини. Евреи с огромным трудом сделали Мишкан, а также все его составляющие и предметы обихода, но долгожданный огонь, являющийся выражением раскрытия Б-жественного присутствия, не появляется! Если спросить думающего человека, он бы сказал, что это, конечно же, обусловлено грехом золотого тельца, раскаяния за который оказалось недостаточно. Поэтому различные другие ответы застают нас врасплох.

Пишет Раши (Ваикра, 9:23): «…Во-первых, поскольку Аарон увидел, что все жертвы были принесены, и все дела сделаны, но Б-жественное присутствие не снизошло к народу Израиля, он испытывал страдания и сказал: “Я знаю, что Святой, благословен Он, прогневался на меня, в результате чего Шехина не снизошла на Израиль”… Тут же зашел Моше вместе с ним, и просили они о милосердии, и снизошла Шехина к Израилю.

…Все семь дней освящения, во время которых Моше устанавливал Мишкан, служил в нем, а затем разбирал его каждый день, в нем не пребывала Шехина. А евреи стыдились и говорили Моше: “Учитель наш, Моше! Все усилия, которые мы прилагали для того, чтобы среди нас пребывала Шехина, и мы знали, что грех тельца искуплен…” Поэтому сказал он им: “Вот то, что повелел Г-сподь. Сделайте, и явится вам Слава Г-сподня (Ваикра, 9:6). Мой брат Аарон достойнее и важнее меня, ибо благодаря его жертвам и служению среди вас будет пребывать Шехина, и вы будете знать, что Всевышний выбрал его”».

Реакция Аарона удивительна: почему он относит отсутствие Шехины на свой счет, ведь он был вынужден делать то, что он делал (об этом мы писали в статье, посвященной главе Ки Тиса)! И даже если он считал создание тельца своей виной, невозможно закрыть глаза на то, что основной грех совершила община Израиля! Почему же он говорит: «Я знаю, что прогневался на меня»? Евреи же, со своей стороны, тоже обвиняют лишь себя, а не Аарона, который бросил золото в огонь. Реакцию же Моше важно прочувствовать всем сердцем. Он сказал им: «Да, на мне нет греха, но у меня нет сил, которые есть у моего брата! Он может то, что не могу я!» Каждый из нас обязан учиться у Моше, Аарона и всего народа Израиля, как следует реагировать и чувствовать.

Еще один пример правильной реакции – пророк Йона. Йона принимает пророчество о том, что очень скоро он получит приказ сообщить жителям Ниневии, что если они не раскаются, то в течение 40 дней город перевернется, т. е. будет разрушен. Наши мудрецы учат нас: Йона знал, что неевреям свойственно быстро раскаиваться, а это усиливает обвинения Небес в адрес еврейского народа. Поэтому, жертвуя собой, он сел на корабль, чтобы покинуть пределы Земли Израиля, чтобы Святой, благословен Он, не приказал ему доставить жителям Ниневии Его сообщение. И вот, в море разразилась буря, и Йона объявляет: «Из-за меня буря эта».

В книге «Леитанег бе-Таанугим» написано, что один человек сказал раву Ицхаку Зэеву Соловейчику, что причина того, что так много людей убивают, состоит в том, что стало много тех, кто оскверняет Шаббат. Великий рав из Бриска ответил, что на корабле Йоны все пассажиры служили идолам. Это запрещено всем потомкам Ноаха и является величайшим грехом. Если так, то почему Йона относит происходящее на свой счет, а не на их? Потому что пророку было ясно, что его легчайший грех серьезнее в глазах Б-га, чем их тяжелейшие грехи!

Еще один пример мы можем найти в истории с Амалеком. Кого можно считать более испорченным, чем Амалека, в отношении которого (вплоть до прихода Машиаха) есть заповедь стереть память о нем, и Имя Творца считается неполным, пока он существует? И если такой народ вступает в конфликт с еврейским народом, разве есть вопрос о том, кто виноват? Мудрецы же научили нас, что пришел Амалек из-за «ослабления рук» нашего народа в изучении Торы. А согласно другому объяснению мудрецов, это произошло из-за сомнений в вере, когда евреи говорили: «Есть ли Г-сподь среди нас или нет?» (Шмот, 17:7). Раши там пишет следующее (приводя «Мидраш Танхума»): «[Говорит Всевышний]: Я всегда среди вас и готов [удовлетворить] все ваши потребности, а вы еще говорите: “Есть ли Г-сподь среди нас или нет?” Вашей жизнью [клянусь, что] придет пес (Амалек) и укусит вас». Далее приводится притча: человек посадил себе на плечи сына и отправился в путь. Заметил сын вещь [на земле] и говорит: «Отец, возьми это и дай мне». И отец дал ему. И так произошло еще и еще раз. Навстречу им шел человек, и сын спросил у него: «Не видел ли ты моего отца?» Сказал ему отец: «И ты не знаешь, где я?» Сбросил сына с себя, и пришел пес и укусил его.

Мы все должны знать, что «собаки» были во всех поколениях, но они «кусают» нас только тогда, когда мы ведем себя неправильно!

Подготовил рав Э. Швальб


https://www.beerot.ru/?p=24866