Недельная глава Ки Таво — Единство еврейского народа

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева

1049
единство еврейского народа
«За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу своему, с радостью и с благоволением сердца из-за изобилия всего — и будешь служить врагу своему, которого нашлет Г-сподь на тебя, в голоде и в жажде, и в наготе, и в лишении всего; и возложит он ярмо железное на шею твою, пока не истребит тебя…» (Дварим, 28:47-48 и далее).

В святых книгах уже не раз задавался вопрос: неужели за служение Творцу без радости полагается столь тяжкое наказание? Кроме того, сказано в Талмуде (Йома 9б), что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти. Там ни словом не упоминается отсутствие радости при служении Всевышнему как причина разрушения Храма!

Ответ на этот вопрос заключается в следующем. Известно, что 248 органов души (нефеш) могут достигнуть совершенства только посредством выполнения 248 повелительных заповедей. Рав Хаим Виталь писал, что именно из-за этого Моше умолял, чтобы Всевышний дал ему возможность зайти в землю Израиля — чтобы исполнить заповеди, связанные с землей. Он знал, что без этого невозможно довести все 248 органов души до совершенства.

В свете сказанного возникает другой вопрос. Получается, что тот, кто не выполнил одну из 248 повелительных заповедей, является калекой, у которого не хватает органа. Но ведь написано о коэнах (Ваикра, 21:17): «Никто из потомства твоего по роду его, у которого будет изъян, да не приблизится, чтобы приносить хлеб Б-га своего» [ему запрещается участвовать в принесении жертв в Храме.] Это объясняется тем, что органы тела — вместилища для органов души. Изъян тела говорит о наличии изъяна души. Если так, то как человек, который не выполнил все 248 повелительных заповедей, и, следовательно, является духовным инвалидом, недосчитавшимся органов, может предстать перед Царем Царей и служить Ему?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что весь народ Израиля — как единое тело. И каждая заповедь, которую выполняет один человек, совершается от имени всего народа. И поэтому все заповеди всех сынов Израиля объединяются вместе — включая заповеди, выполненные теми, кто уже ушел из этого мира — ибо духовные миры выше ограничений пространства и времени. Но все это относится только к людям, которые соединяются с общиной Израиля, для которых каждый еврей — как часть их самих, и которые любят каждого еврея как самих себя. И об этом сказано (мидраш «Берешит Раба», 24:7 к Ваикра, 19:18): «Возлюби ближнего своего как самого себя — это один из основополагающих принципов Торы». Поэтому тот, кто любит ближнего, рассматривается как выполнивший все заповеди Торы — даже те заповеди, которые были заповеданы только коэнам, или царю, или относящиеся только к общине в целом (но не к индивидууму). Все эти заповеди, выполненные разными людьми, помогают ему достигнуть духовного совершенства, дополнив количество органов души. С другой стороны, очевидно, что если между людьми пылает ненависть, то они не помогают друг другу, и остаются калеками, у которых недостает органов и конечностей, и их служение Царю ущербно.

Однако прийти к такому единству с народом Израиля, почувствовать, что каждый еврей — как часть его самого — может далеко не каждый. Для этого нужен разум высокого уровня, и добиться этого совсем нелегко. Но каждый, кто жаждет этого, и прикладывает к этому усилия, как будто в некоторой степени уже причастен к этому единству.

Дело в том, что в своем высшем источнике все души едины. И только тела разделены между собой. Поэтому, когда дела человека сопровождаются воодушевлением и радостью, его стремление позволяет ему соединиться с душами других людей. Но если он выполняет заповеди без воодушевления и без чувства — это происходит из-за отсутствия радости. Ведь душа происходит из высших духовных миров, в которых нет грусти, а только радость. Поэтому, любое действие, которое совершается безрадостно, обязательно является бездушным и лишенным вдохновения. И из-за этого, у унылого нет возможности объединиться с общиной Израиля. Ибо то, что должно связывать его с другими, воодушевленность, отсутствует в его действиях. Он остается одиночкой, и у него нет возможности выполнить все заповеди, и тем самым восполнить все органы своей души. Таким образом, ему не хватает частей души, и его служение теряет силу.

В силу этого становится понятно, каким образом Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Это то же самое, что «за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу своему, с радостью и с благоволением сердца». Из-за того, что все действия были нежеланны, не осталось заповедей, благодаря которым мог бы стоять Храм!

Очень важно помнить это в дни Рош а-Шана. Ибо в это время «Все сущие в мире проходят перед Ним, как агнцы» (Рош а-Шана, гл. 1, мишна 2). И нельзя представать перед Царем будучи калекой. Мало совершить тшуву за все грехи, если не хватает частей тела! Единственный способ исправить этот недостаток — это объединиться с народом Израиля, изо всех сил постараться ощутить любовь к каждому человеку. Совершать все свои дела с радостью и воодушевлением, а не в печали, не дай Б-г. И таким образом можно выполнить то, что сказано (Малахим 2, 4:13): «Среди народа своего я живу», и написано в книге «Зоар» (начало главы Бешалах), что это качество необходимо в Рош а-Шана. Возможно, именно по той причине, которую мы привели. [Однако, Всевышнему, безусловно, чрезвычайно важно служение каждого еврея, даже если он пока не удостоился высокого уровня радости, воодушевления и любви к ближнему. Тем не менее, важно стремиться к этому.]

Перевод — рав Берл Набутовский


https://www.beerot.ru/?p=37309