Шмират а-лашон — Об охране уст по порядку недельных глав — Ки Таво

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1109
ки таво

Глава 23. Ки Таво

Помимо приведенных выше мест в Торе, в которых говорится о запрете злословия, есть в ней особое благословение Всевышнего тем, кто остерегается этого греха. И, напротив, в отношении привычного к нему провозглашено проклятие. Находим в главе Ки Таво (Дварим, 27:12) [повеление Моше]: «Эти должны стоять, чтобы благословлять народ, на горе Гризим, когда перейдете Ярден: Шимон, Леви и Йеуда и т. д.», – [и неясно, о каких благословениях идет речь, ведь далее в Торе приведены только проклятия. Однако в действительности] каждому из тех одиннадцати проклятий [за одиннадцать тяжких грехов] предшествовало благословение в адрес оберегающихся от данного греха, – и потому сказано прежде [всех тех проклятий (там, 27:14)]: «И возгласят левиты, и скажут всем людям Израиля громким голосом» [и это – намек на благословение в адрес] всех, кто остерегается данного греха; и весь Израиль отвечает на это «Амен». А после этого возгласят [проклятие за данный грех, например (там, 27:24)]: «Проклят поражающий ближнего втайне», – и «поражающий втайне» сказано о злословии, как говорится в «Сифри», – и весь Израиль ответил на это «Амен».

И как же надо остерегаться этого греха, из-за которого человек проклят всем народом Израиля! И как замечателен удел того, кто остерегается этого греха, – ведь он благословлен за это всем народом Израиля разом!

«Г-спода превознес ты сегодня, чтобы Он был тебе Б-гом, и чтобы ходить тебе путями Его и соблюдать законы и заповеди Его, и правопорядки Его и т. д.» (Дварим, 26:17). Из этого стиха мы узнаем, сколь высока ступень того, кто укрепляет себя, чтобы идти путями, соответствующими качествам Всевышнего, что означает быть милосердным и милостивым и т. п. Ведь Писание упомянуло это высокое достоинство прежде соблюдения законов, заповедей и правопорядков, – и, следовательно, оно превосходит последнее своей важностью. [примеч. автора. Примером тому – сказанное мудрецами в трактате Брахот (41а) по поводу стиха, восхваляющего Землю Израиля (Дварим, 8:8): «Земля пшеницы, и ячменя и т. д.»; они сказали: все предшествующее в стихе предшествует также и в благословении.] [Примеч. ред. То есть если человек намеревается есть два вида хлеба, из пшеницы и из ячменя, то благословение он должен сказать на пшеничный.] Нужно чрезвычайно укреплять себя в этом, – и применительно к предмету нашего разговора мы выводим из сказанного, насколько нужно быть осторожным с запретом злоязычия, поскольку осторожность в отношении злоязычия тоже относится к путям Всевышнего, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 43б) по поводу поступка Ахана. Он взял для себя вещи из добычи, посвященной Небесам [после взятия Йерихо, см. Йеошуа, 7:1], и сыны Израиля потерпели из-за этого поражение в сражении (см. там, 7:4-5). И сказано далее (там, 7:6): «И разодрал Йеошуа одежды свои, и пал ниц [и молился] пред ковчегом Г-сподним до вечера, он и старейшины Израиля, и возложили прах на голову свою». И сказал ему Всевышний (Йеошуа, 7:10-13): «Почему ты пал ниц? Согрешил Израиль и преступили завет Мой… и взяли из посвященного, и крали, и [после того] отрицали… Не буду более с вами, если не истребите посвященного из среды вашей». И сказали наши мудрецы (Санедрин, 43б): «Сказал Ему [Всевышнему] Йеошуа: “Скажи мне, кто взял из посвященного?” Ответил Он ему: “Разве Я доносчик, чтобы доносить тебе? Брось жребий – и узнаешь!”»

То есть даже в таком деле, где есть заповедь выявить виновного, как в деле Ахана, поскольку обязаны были уничтожить взятое из посвященного, – все, что может выясниться само по себе, без того, чтобы называть имя виновного вслух, именно таким путем и должно быть выяснено.

И действительно, поскольку Творец создал человека по образу Своему, как сказано в Торе, тот должен уподобляться Творцу Благословенному во всем, в чем сможет. И вот, ввиду величия данного обсуждаемого нами качества [ходить путями Всевышнего], притом, что оно – великая основа служения Всевышнему, Писание ясно сказало нам (Дварим, 19:9): «И ходить путями Его во все дни». То есть недостаточно человеку «быть хорошим», то есть милосердным и милостивым, любящим благодеяние и т. п., от случая к случаю; он должен во все дни быть осторожным в этом святом качестве – «ходить путями Его». Что же касается остальных качеств, хотя и в них человек должен остерегаться во все дни, – Писание не говорит нам явно о каждом из них как о заповеди, но только в общем. Сказано (там, 29:18): «Сокрытое – Г-споду, Б-гу нашему, а явное – нам и сынам нашим вовеки, чтобы исполнять все слова этой Торы», – и смысл этого мы объясняли выше.

Итак, я указываю всем, сколь много в Торе мест, предостерегающих от запретных разговоров, и также есть много десятков стихов в Пророках и Писаниях, показывающих, сколь отвратителен отдающий уста свои во власть дурного побуждения. Хорош удел человека, оберегающего честь Торы Всевышнего и остерегающегося, чтобы не посягать на нее! Да будет удел наш вместе с его уделом и доля наша подобна его доле!

Перевод — рав Пинхас Перлов


https://www.beerot.ru/?p=41505