Он одел меня в одежды спасения — Афтара недельной главы Ницавим

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1549

В афтаре недельной главы Ницавим читают отрывок из книги Йешаяу (61:11,12 – 63:1-9).

«Радостью возрадуюсь в Г-споде, ликовать будет душа моя в Б-ге моем, ибо Он одел меня в одежды спасения, одеянием справедливости облек меня, как жених возлагает на себя (подобный) священническому венец, и как невеста украшается драгоценностями своими» (Йешаяу, 61:10).

Рав Йонатан Эйбешиц в книге «Аават Йонатан» пишет, что кожа и плоть являются одеждой человека. Так говорится в стихе: «Кожей и плотью Ты облек меня, костями и жилами покрыл меня» (Йов, 10:11). Еще одно описание одежды мы находим у пророка Даниэля (7:9): «И сидел старец в годах, одежда его бела как снег, а волосы на голове его как чистая шерсть». Комментаторы толкуют из этого стиха: белый цвет одежды (плоти человека), говорит о том, что она должна быть как чистый лист, без грязи и пятен. Но белые чистые одежды также сильно восприимчивы к внешним воздействия. Так человек, рожденный под влиянием планеты Маадим (Марс), хочет он того или нет, обязательно будет иметь склонность к кровопролитию. И лишь в результате своего выбора, путем исполнения заповедей или совершения нарушений, человек сможет направить заложенные в нем склонности в хорошую сторону – став шохетом или моэлем, или в плохую – став убийцей.

Но почему тело человека стало подвластным внешним духовным влияниям? В комментарии на Мидраш Раба «Матнот Кеуна» говорится, что до греха Адама и Хавы одежда человека называлось כותונת אור (кутонет ор) – облачение из света. Буква א (алеф) в слове «свет» указывала на Единство Творца. Но после греха Адама его одежды стали зваться כותונת עור (кутонет ор, но через букву ע), то есть «одежда из кожи». Но не только название одежды было изменено. Теперь «одежда» человека (не забываем, что речь идет о человеческой плоти) стала подвластной внешним влияниям. На это также намекает изменение буквы א (алеф), на букву ע (аин). Числовое значение ע равно семидесяти, что намекает на выход из-под влияния Единства Творца и переход под влияние семидесяти князей (небесных покровителей) народов мира.

Не читай бгадав – «одежды его», а читай богдав «бунтующие против Него»

Из источников следует, что Ицхак благословил Яакова в Рош а-Шана. Когда Яаков вошел в шатер Ицхака для того, чтобы получить благословения, он приблизился и поцеловал отца. Яаков был одет в козьи шкуры, и, почувствовав их запах, Ицхак произносит (Берешит, 27:27): «…запах сына моего, как запах поля». Раши поясняет, что Ицхак почувствовал запах Ган Эдена. Вот только запах этот происходил от самого Яакова, потому что запах необработанных козьих шкур очень неприятен.

Однако в мидраше «Берешит Раба» (65:22) приводятся два мнения, и по второму Ицхак почувствовал именно запах козьих шкур. И тогда возникает вопрос: как этот запах мог напомнить о Ган Эдене, ведь нет ничего противнее, чем запах необработанных козьих шкур?

Поясняют комментаторы, что мидраш намекает нам на особые свойства, которыми наградил Яаков своих потомков. Даже когда они находятся на низшем духовном уровне, они «испачканы» в своих грехах, и от них исходит неприятный «запах» грехов, соответствующий кутонет ор – кожаной одежде Адама, – даже в таком состоянии из глубин еврейской души пробивается почти погашенный свет кутонет ор – облачения из первозданного света. Этот свет пробуждается в Рош а-Шана, когда еврейская душа слышит звук трубления в шофар, и в народе Израиля реализуется сказанное в стихе: «Замечателен удел народа, ведающего трубление. Г-споди, в свете лица Твоего ходят они» (Теилим, 89:16).

Теперь становится понятным сказанное пророком Йешаяу: «Радостью возрадуюсь в Г-споде, ликовать будет душа моя в Б-ге моем, ибо Он одел меня в одежды спасения…». В Рош а-Шана благодаря полному раскаянию бгадим (одежды, которые также намекают на богдим – бунтующих против Творца) из кожаных одежд вновь превратятся в облачения из первозданного света.

 

 


https://www.beerot.ru/?p=18494