Глава Реэ — Покровитель отчаявшихся

Дата: | Автор материала: Рав Барух Розенблюм

1210
глава реэ покровитель отчаявшихся

Глава Реэ, как правило, выпадает в конце месяца Ав, период, когда народ Израиля начинает подготовку к Дням трепета.

В книге «Бейт Исраэль» (главы суда Торы Матерсдорфа) приводится интересный факт. Он замечает, что в важнейшем алахическом труде «Тур» нет ни цитат, ни указания источника, на основании которого он приводит утверждение или устанавливает закон. Каждый раз приводятся лишь общие фразы: «сказано в мидраше», «говорят наши мудрецы», «говорится в Талмуде» и т. д. Есть один единственный случай, когда источник указан. Автор «Бейт Исраэль» задает релевантный вопрос: что заставило автора «Тура» изменить привычному стилю и указать ссылку на источник?

Единственное место, когда «Тур» указывает на источник находится в «Законах Дней трепета» (§581): «Учили в “Пиркей де-раби Элиэзер” (гл.46): “В рош-ходеш Элуль сказал Всевышний Моше: Поднимись ко Мне на гору”. Тогда Моше получил Скрижали завета. И прошли с шофаром по всему стану, чтобы больше не стремились евреи к чужим богам… Поэтому установили мудрецы, чтобы трубили в шофар в каждый рош-ходеш Элуль и весь месяц — предупредить народ Израиля, чтобы раскаялись в содеянных грехах…».

Чтобы разобраться с ответом в книге «Бейт Исраэль», приведем еще несколько интересных фактов.

1. Раби Йеуда а-Наси открывает свод Мишны словами раби Элиэзера бен Орканоса. «Когда начинают читать “Шма” по вечерам? С момента, когда священники начинают есть труму. И это мнение раби Элиэзера (бен Орканоса)».

2. Говорится в мидраше: «Когда Моше поднялся на гору Синай, то обнаружил, что Всевышний занимается законами о красной корове. И вот Моше слышит, как Всевышний произносит: “Сын мой Элиэзер говорит, что если речь идет о телке, то должна она быть годовалой. Но если берется дойная корова, то должна быть двухлетней”. Сказал тогда Моше: ‘’Владыка всего мира, Тебе принадлежит весь мир и все знания, наполняющие его, а Ты произносишь законы от имени смертного человека”?! Но Всевышний не отвечает Моше, а продолжает произносить высказывания раби Элиэзера бен Орканоса. Тогда понял Моше, что речь идет об очень великом еврее, который еще не родился на свет. И он произносит: “Да будет желанным перед Тобою, чтобы этот еврей был моим потомком!”»

3. Мидраш «Пиркей де-раби Элиэзер» начинается биографией раби Элиэзера бен Орканоса (гл. 1-3). Его отец, Орканос, был очень богатым человеком. Но у него родился сын, который был не способен ничего запомнить. Каких учителей отец ни нанимал, сколько средств он ни вкладывал в сына, но к возрасту двадцати восьми лет тот не был способен прочитать даже «Шма, Исраэль» наизусть. В какой-то момент отец отчаялся и решил, что пришло время отправить сына на работу. И вот Элиэзер сидит и плачет у поля, на которое отправил его отец. И так продолжалось две недели, пока не появился пророк Элияу и не спросил Элиэзера о причине его горя. Тот ответил, что плачет от того, что хочет учить Тору. «Ну так что же ты сидишь и плачешь? Отправляйся в Иерусалим, в ешиву раби Йоханана бен Заккая». И Элиэзер отправляется в ешиву. Раби Йоханан бен Заккай принял Элиэзера на условии, что он будет учить с ним два закона в неделю. Мидраши рассказывают о многих испытаниях, которые пришлось преодолеть Элиэзеру, о том, как он голодал неделями, плохо усваивал изученное. И мы не знаем, сколько лет прошло, пока Элиэзер превратился в раби Элиэзера бен Орканоса, главного ученика раби Йоханана бен Заккая.

Орканос, будучи уверенным, что сын бездельничает в ешиве, решает подняться в Иерусалим, чтобы отлучить сына от наследства. Человек он был известный, и по прибытии в Иерусалим, тут же был замечен и приглашен на трапезу, где присутствовали великие мудрецы Торы и знатные евреи. Раби Йоханан бен Заккай просит раби Элиэзера выступить со словами Торы, и Орканос, понимая, что удостоился великого сына, завещает ему все свое имущество.

Чему учит нас эта история? Почему раби Йеуда а-Наси открывает свод Мишны словами раби Элиэзера? И почему «Тур» единственный раз указывает на источник от имени раби Элиэзера?

Поясняет «Бейт Исраэль», что это совпадение не случайно. Раби Элиэзер является покровителем всех отчаявшихся. Он обращается ко всем потерявшим надежду: «Не спешите впадать в отчаяние. Посмотрите на меня, который в двадцать восемь лет не мог произнести простейших молитв. Посмотрите на меня и не говорите, что нет надежды».


https://www.beerot.ru/?p=42747