Заповедь о шхите — Из комментариев Рамбана к недельной главе Реэ

Дата: | Автор материала: Рамбан

1522

Написано«Зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, …как я заповедал тебе». По мнению наших наставников, слова «как я заповедал тебе» подразумевают закон, полученный Моше в устной форме на горе Синай. [Это место с очевидностью доказывает, что полноценное понимание Письменной Торы невозможно без Устной. Нигде в Письменной Торе не сказано, как делать шхиту. Но тогда непонятно, что значит «как я заповедал тебе»? Это означает, что заповедь о шхите была передана устно.] Моше было заповедано, чтобы при забое животных им перерезали пищевод и дыхательное горло – птицам как минимум большую часть одного из этих [жизненно важных каналов], а скоту – большую часть обоих.

Знай, что слово שחיטה (шхита) на святом языке подразумевает рассечение этих двух каналов на шее. И пусть тебя не смущает, что написано: «погубил Он их (וַיִּשְׁחָטֵם – ва-ишхатам) в пустыне» (Бемидбар, 14:16), так как это лишь образное сравнение: Он погубил их, как зарезают овец.

По поводу жертвенных животных также заповедано: «И зарежет (וְשָׁחַט – ве-шахат)тельца» (Ваикра1:5), «Пусть зарежет (וְשָׁחֲטוּ – ве-шахату)» (Шмот, 12:6) – имеется в виду: перерезать эти каналы на шее.

И вот, сначала было заповедано, чтобы весь скот, приносимый в мирную жертву, зарезали в соответствии с законом. А теперь, разрешив им есть мясо и без жертвоприношений, Моше добавил: «Зарежь из крупного и из мелкого скота твоего, …как я заповедал тебе» – «заповедал», когда вы приносили мирные жертвы.

И он сказал: «Сколько угодно душе твоей ешь мяса», дозволив им есть мясо без жертвоприношений, в любом месте – лишь бы животное было зарезано так, как было заповедано вначале, когда им было разрешено вкушать лишь мясо мирных жертв. Таков простой смысл этих строк Торы.

И возможно, именно это подразумевали наши наставники, изречение которых приведено в сборнике мидрашей «Сифри»: «Как я заповедал тебе – животному, зарезаемому в пищу, следует делать шхиту так же, как и жертвенному животному».

Таким образом, здесь приведена заповедь совершать шхиту. А разъяснена она в словах наших наставников, получивших эти знания по цепи устной традиции.


https://www.beerot.ru/?p=27973