Недельная глава Ваякель — Взятка субъективности

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1637
субъективности

Мы знаем, что самая духовно «маленькая» из женщин поколения пустыни удостоилась пророчества, как пророк Йехезкель (см. «Шмоне Праким» Рамбама, гл. 4 и др.) Насколько же великим был каждый из людей этого поколения, а что уж говорить о главах колен! Самый великий человек из всего колена! Какой это духовный уровень!

Раши (Шмот, 35:27) пишет: почему главы колен вызвались первыми принести жертвы при освящении жертвенника, а при постройке Мишкана не вызвались первыми? Они сказали так: пусть сначала весь народ принесет, сколько принесет, а чего не хватит – мы дополним. Поскольку народ принес полностью все, что было нужно, как сказано (Шмот, 36:7): «Собранного было достаточно с излишком», сказали главы колен: «Что же нам делать?» и принесли драгоценные камни – ониксы. Поэтому-то при освящении жертвенника они вызвались первыми. А поскольку вначале они поленились, из них имени была убрана одна буква: вместо הנשיאים было написано הנשאים.

Когда мы основали ешиву в Хадере ради спасения детей новых репатриантов, мы вначале учились в большой синагоге города. «Большая синагога» была не такой уж большой на самом деле, и когда детей стало больше, это стало мешать молящимся. Было решено построить здание – бейт-мидраш и общежитие. Я поехал в Америку, собирать деньги.

И вот, представьте себе, я бы приехал к одному из спонсоров, и он бы спросил: «Сколько денег вам нужно?» Речь идет о бейт-мидраше и общежитии, обо всей обстановке, мебели, столовой и кухне… «Три миллиона долларов» – и дай Б-г, чтобы хватило.

«А сколько вы собрали до сих пор?» «Тридцать тысяч» – один процент. Смешно просто. «И сколько вы думаете еще собрать?» «Я знаю? У меня есть водитель, куда он меня отвезет, туда и поеду». Привез меня сюда, так я здесь. Куда он поедет дальше – туда я и поеду. Так принято в Америке. «Ну, — говорит богач, — продолжайте собирать, посмотрим, какая сумма получится. А чего не хватит – я дополню!»

Что бы я сделал? Запрыгал бы от радости, благословил бы его всеми благословениями, упомянутыми в Торе, и добавил бы еще от себя в тысячу раз больше!

А ведь именно это и сделали главы колен: «Сказали: пусть народ принесет, сколько получится, а чего не хватит – мы дополним!» Это же просто замечательно! А что в итоге? «Поскольку вначале поленились, из них имени была убрана одна буква».

Они были великими людьми, главами колен в поколении Знания, и были уверены, что это невероятное пожертвование! Готовы были подписать открытый чек – дадут столько, сколько понадобится! И, тем не менее, они были обязаны проверить себя, нет ли в их действии капли лени…

Рав Исраэль Салантер научил нас, что каждый человек – судья самому себе. Он должен судить все свои поступки. Однако подкупленный судья не может судить, ведь «взятка ослепляет разумных и искажает пути праведных». А личная заинтересованность, субъективность – это и есть самая большая взятка.

Как же добиться объективности? Либо убрать личную заинтересованность в деле, либо спросить другого человека. Ведь у него не будет моего субъективного взгляда!

Однако нужно отметить, что порой, даже когда человек подчиняется указанию другого, даже если это рав, подобный ангелу, он все равно не может полностью выйти из рамок своей субъективности. Приведу пример.

Когда я поехал в Америку, собирать деньги на укрепление учреждений Торы, я пожелал получить благословение ребе из Сатмара.

Он спросил меня:

— Кто вы такой?

— Я был учащимся ешивы, которого выслали в Сибирь, — ответил я.

— А как вас зовут?

— Яаков.

— А фамилия?

— Галинский.

— Слышал, слышал о вас. Чего вы желаете?

— Я хотел бы получить благословение на поддержку учреждений Торы.

Адмор обратился к своему габаю:

 — Выдай ему большое благословение – две тысячи долларов.

Я сказал:

— Рав, но я ведь хотел попросить благословение, не деньги…

— Благословение не может опуститься [Свыше] на пустой сосуд.

Через некоторое время я оказался в кабинете у одного из богатых сатмарских хасидов в Боро Парке. Он поинтересовался:

— Ваши учреждения получают поддержку от государства?

— Самую минимальную, меньше четверти бюджета…

— Будучи хасидом Сатмара, я не имею права поддерживать учреждения, получающие деньги от государства.

— Будучи хасидом Сатмара, — ответил я, — вы наверняка будете рады слышать, что ваш ребе лично дал мне две тысячи долларов. Так что вы можете выполнить заповедь «идти по путям мудрецов». Тем более – хасид по пути своего ребе!

— Нет, — стал утверждать он, — сам ребе может нарушать свои указания, а я обязан им подчиняться.

Это верно.

— Знаете, — сказал я, — я последний, кто будет подстрекать вас не подчиняться указаниям вашего ребе. Но вот скажите мне честно: если вы во всех делах целиком и полностью слушаетесь ребе, то я ничего не прошу. Но если есть дела, в которых вы не подчиняетесь ему, то это просто попытка увильнуть!

Что вам сказать? Он сразу дал пятьсот долларов!


https://www.beerot.ru/?p=41041