Лакомства к субботнему столу — Недельная глава Ки Тиса

Дата: | Автор материала: Рав Моше Левинштейн

1996

Грех золотого тельца

Для начала зададим вопрос: в недельной главе Ки Тиса написаны две взаимоисключающие вещи. В стихе (Шмот, 32:4) сказано: «И взял из их рук, и создал его бахерет». Раши объясняет, что херет означает либо, что он завязал все золото, что принес народ, в нечто наподобие простыни или платка, либо – второе понимание – что Аарон взял херет, то есть инструмент для работы по металлу, и вырезал из золота тельца. Но ведь далее в стихе (Шмот, 32:24) написано: «И бросил его в огонь, и вышел телец этот».

Комментарий «Сифтей Хахамим» заостряет вопрос: ведь написано, что Аарон сделал, то есть вырезал тельца. Почему же написано, что телец вышел сам? Первое мнение рава Элияу Эзрахи (автор «Сифтей Хахамим») – Аарон убоялся гнева Моше, и, ради мира, сказал неправду. Как мог великий Аарон сказать ложь? «Сифтей Хахамим» предлагает еще один вариант: Аарон действительно придал куску золота форму тельца, но он не знал, что сработает некое волшебство, и телец будет как живой – пастись и есть травку! Поэтому Аарон говорит: «И вышел телец этот».

Зададим еще один вопрос, на самом деле – на ту же тему. Почему эта глава так странно разделена для чтения? На первых двух вызываемых к Торе приходится 92 стиха, а на остальных пятерых – 50. На первые 92 стиха приходится рассказ о грехе золотого тельца. Интересно, что говорит на это «Хидушей а-РиМ» (рав Ицхак Меир Алтер, основатель Гурской хасидской династии). Не может быть, чтобы человек вышел перед обществом и сказал: «Послушайте, я сейчас расскажу, какой супер-грех совершил мой дед». Ему скажут: замолчи! Не позорь деда! По этой же логике, говорит «Хидушей а-РиМ», поскольку колено Леви не согрешило, то для чтения отрывка о грехе золотого тельца вызывают именно их.

Молитва прежде благословения

Написано (Шмот, 30:12): «Ки тиса эт рош бней Исраэль… венатну иш кофер нафшо лаАшем» («Когда будешь вести счет сынам Израиля для определения их числа, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г-споду при счислении их, и не будут поражены мором»). У этого стиха есть интересное и актуальное объяснение. Если даже человек ставит себе рава – рош (голову), то не надо полагаться только на его благословения, то есть кофер нафшоискупление и милость нужно все-таки просить у Всевышнего. Я спросил про это у рава Хаима Каневского, и он ответил, что в последнее время люди сначала идут за благословением к раввинам, в том числе и к нему, а если не помогает – молятся, а не наоборот. Этот подход не верен. Прежде нужно помолиться, обращаясь напрямую к Всевышнему, а потом идти за благословением к раву.

Святость Шаббата уменьшилась оттого, что в Шаббат не строили Мишкан

Еще один аспект главы Ки Тиса. В стихе (Шмот, 31:13): «Только субботы Мои храните», написано: ах эт шабтотай тишмору, а известно, что ах – слово для исключения, уменьшения. Что же здесь «уменьшается»?

Раши пишет: исключается Шаббат из работы по созданию Мишкана. На это Рамбан спрашивает: если здесь нужно исключить, логично было бы исключить Мишкан из Шаббата: «только Мишкан не делайте в Шаббат». Но ведь написано: «только Шаббаты мои храните». Что ж, получается, здесь «уменьшается» Шаббат?

«Имрей Эмет» (адмор из Гур, рав Авраам Мордехай Алтер) отвечает: «Если бы можно было строить Мишкан в Шаббат, то и для Шаббата это дало бы больше святости. Почему же Всевышний не разрешил, ведь выходит, что если Мишкан не строится в Шаббат, это уменьшает святость Шаббата? Но поскольку Ему было известно, что в будущем Мишкан будет разрушен, то, чтобы не разрушился вместе с Мишканом некий аспект из святости Шаббата, Он не разрешил».

Шаббат и приход Машиаха

К этому же отрывку (Шмот, 31:13) относится еще одна тема: приход Машиаха. Сейчас Имя Всевышнего не полно и трон Его не полон. В Шмот (17:16) написано: ки яд аль кес ка – «И сказал: Ибо рука (вознесена) над престолом Г-сподним: война у Г-спода с Амалеком во всех поколениях». Что это значит? В Имени Всевышнего пишутся четыре буквы, а в этом стихе Его Имя неполно – написаны только две буквы. И слово «трон» написано без последнего алеф, то есть не кисе, а кес. Если сложить все недостающие буквы из этого стиха, то из букв алеф-эй-вав (אהו) получается слово  (הוא).

Машиах сможет прийти только тогда, когда Имя Всевышнего и Его трон будут цельными. Следовательно, для этого требуется, чтобы все евреи соблюли Шаббат. Тогда все буквы из  встанут на место. И поэтому в продолжении этого стиха (31:13) написано: «эт шабтотай тишмору ки от  (הוא хотя читается ) бейни увейнейхем»,то есть «Храните Мои субботы, ибо знак это между Мною и вами». И то же самое далее в стихе (31:17) «от  (הוא) леолам» («между Мною и сынами Израиля знак этововеки»). То есть отсюда видно, что именно Шаббат приблизит приход Машиаха.

Вижницкий Ребе говорил о стихе (Шмот, 31:16): «И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы сделать субботу для своих поколений заветом вечным». Что значит «для своих поколений»? Человек обязан соблюдать субботу так, чтобы его дети тоже хотели соблюдать субботу.

Особый женский праздник

Стих (Шмот, 32:3) говорит о том, что сыны Израиля отдали свои золотые украшения для создания тельца. Известно, что женщины отказались отдавать свои украшения. И мидраш «Пиркей де-Раби Элиэзер» пишет, что за то, что женщины отказались, удостоились они особого праздника – рош ходеш – дня, когда женщины могут не делать никакой работы. Почему именно такова их награда? Маарам Шик отвечает на этот вопрос: ошибка евреев состояла в том, что они думали, что им нужен посредник между ними и Всевышним. Как будто бы влияние Всевышнего на нас не идет прямо, а только через посредника. Будет у нас телец, мы будем говорить наши просьбы ему, а он – передавать Всевышнему. И так же они думали про Моше, что он тоже посредник. А это абсолютно неверно. Всевышний правит нами напрямую. Наш рав, или любой глава общины, как и Моше рабейну – не посредник, а голова. Например, Хатам Софер определяет это так: есть тело – народ Израиля, и есть голова, часть тела – Моше рабейну. Он – часть народа, но не стоит между народом и Всевышним. Женщины поняли это, поэтому ни за что не хотели отдавать свои украшения для создания тельца. Теперь давайте подумаем. Луна – исчезает ли она когда-нибудь? На самом деле она все время остается на своем месте в небе. Почему же мы ее не видим? Потому что иногда на обращенную к нам сторону светит солнце, а иногда – нет. Что такое Рош ходеш, начало месяца? Рождается луна. Как это – рождается? Обращенная к нам сторона луны снова получает влияние напрямую от солнца. Поэтому женщины получили именно такой праздник – праздник обновления луны, потому что поняли, что влияние мы получаем напрямую, без посредников.

Что может быть сильнее камня?

Маарам Шик дает еще одно прекрасное объяснение на стих в нашей главе (Шмот 32:16): «А скрижали – создание Г-спода они; и письмена на них – письмена Г-спода, высеченные на скрижалях». Почему сначала сделаны скрижали, то есть камень, и только потом высечены на них письмена? Почему Всевышний не создал скрижали сразу с написанными на них заповедями? Отвечает Маарам Шик: в трактате Сукка (59) написаны все семь имен йецер а-ра, дурного начала. Одно из них – камень (эвен). Какое лекарство есть у нас против йецер а-ра? Только Тора. Тора так сильна, что может побороть силу дурного начала. Это хотел показать нам Всевышний. Вот скрижали из камня. Что может быть сильнее камня? Только Тора – поэтому сначала Он создал каменные скрижали, а потом написал на них слова Торы.

Подготовила З. Скаржинская


https://www.beerot.ru/?p=24126