Разобщенность врагов 2 — Чудо выживания в изгнании

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1841
Хочу продолжить тему разобщенности наших врагов.

Во-первых, источником этого является правило, о котором мы упоминали в прошлый раз: существует только одно возможное единение – когда каждый со своего места прилепляется к воле Творца, и Единый Творец и Его воля – то, что объединяет всех. И это то, о чем мы молимся в молитве Рош аШана: «ве-яасу кулам агудат ехад лаасот рецонхо бе-левав шалем» — «и все объединятся, чтобы выполнять Твою волю с цельным сердцем». Это – способ объединения.

Когда же этого нет… Виленский Гаон приводит большое правило: «силы зла всегда разобщены». Они априори разобщены, поскольку они отрезаны от Высшего источника. Они не стремятся исполнить волю Творца, но каждый хочет утвердить собственную волю – и об этом сказано в Мишлей: «ле-таава йивакеш нифрад» — когда человек стремится к своему собственному вожделению, это приводит к разобщению.

Я хочу коснуться еще одного аспекта: разобщенности наших врагов как секрета выживания нашего народа.

Об этом говорится в трактате Йома: «благословенна та овца, которая выжила среди семидесяти волков». Талмуд тут же опровергает это утверждение, как неверное, и предлагает другую формулировку: «благословен тот Пастух, который провел свою овцу через стаю семидесяти волков». Аллегория ясна: овца – это еврейский народ, а стая из семидесяти волков – народы мира, которые нам противостоят.

Давайте разберемся, что здесь говорится: под этой аллегорией не имеется в виду период правления царя Давида – он не был «ягненком»… тут говорится именно о периоде изгнания, когда у нас нет «волчьих зубов» — способа себя защитить. И когда говорится «велик тот Пастух…», то не имеется в виду, что овца вдруг стала бронированной, и волки обломали об нее все зубы…Овца осталась овцой. Как же это происходит?

Более того, поскольку речь о периоде изгнания, периоде «эстер паним» — сокрытия Лика Творца, то речь идет не об открытом чуде, но о чуде скрытом. Оно прячется за какими-то естественными событиями, так что можно чуда и не увидеть… Очень ясный пример этого – чудо Пурима. Я уверяю вас, что люди, которые не вникли бы в произошедшее там – чуда бы не увидели. Наш народ – да увидел чудо, поэтому во время событий Пурима мы заново приняли на себя Тору.

Разобщенность наших врагов – та самая внешняя оболочка, которая скрывает чудо выживания нашего народа в изгнании.

Однажды, какой-то из высших царских чиновников в России спросил одного из величайших мудрецов того поколения – как это может быть, что царь Машиах, как у вас написано, всех победит? Ведь вы же очень слабый народ, как же это возможно?! Мудрец ответил ему притчей: «Есть курочка, которой хотят овладеть десятки петухов. Они дерутся за обладание, а курочка стоит в уголке и смотрит… и когда они все друг друга перебьют, ранят и покалечат – кто победит? Маленькая курочка».

Я думаю, что этот мудрец ответил сановнику «на его языке», в соответствии с его пониманием… Когда придет время прихода Машиаха, истинная сила нашего народа проявится во всей своей полноте – не как «овцы», а как царя Давида и его потомка – Машиаха.

Но во времена изгнания, до прихода Машиаха, эта притча очень актуальна. Это то, что имеется в виду под чудом выживания нашего народа в изгнании – Всевышний сталкивает друг с другом семьдесят волков, и, пока они воюют друг с другом, Он проводит овцу – наш народ – дальше, вперед, к приходу Машиаха. Дай Б-г нам удостоиться этого побыстрее!


http://www.beerot.ru/?p=34843