Следующий стих Мишлей говорит: לָקַחַת, מוּסַר הַשְׂכֵּל; צֶדֶק וּמִשְׁפָּט, וּמֵשָׁרִים
«Чтобы извлечь наставления разума, правды, правосудия и справедливости» (Мишлей 1:3)
Извлечь наставления разума — что это значит?
Наша святая Тора — Пятикнижие, Пророки и Писания, и устная Тора — это величайшее раскрытие Б-жественного разума, которое включает в себя, в том числе, и постижение путей зла, чтобы мы могли извлечь для себя знание о том, как оградить себя от этого зла.
Если вы сталкивались с куплей-продажей недвижимости, вы знаете, что существует целая нотариальная система, предназначение которой — сделать так, чтобы при заключении сделки вас не обманули, чтобы все документы были в порядке, были в единственном числе и их было невозможно подделать, чтобы вы не получили квартиру, уже кем-то купленную и т. д. и т. п.
Есть аналогичная, только более древняя и более четкая система у нас в Талмуде, как подписываются контракты — штарот — таким образом, чтобы их нельзя было подделать и обмануть.
Там заложена величайшая мудрость Торы в вопросе — как оградить себя от зла.
Занимаясь Торой, мы видим, с одной стороны, величие наших отцов, с другой — искушения и действия злодеев — деяния Эсава, Ишмаэля, Агарь… Искушение змея, искушение золотого тельца… Все это для нас — источник понимания, как нас искушает зло.
Постигая Тору, мы должны с одной стороны, вынести для себя понимание, как нам идти по прямым путям, а также научиться осторожности, чтобы избежать путей зла.
Понимание, как оградить себя от зла — это и есть лакахат мусар hаскэль — извлечь из Торы наставления разума.