Рош а-Шана – День Суда?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

1054

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Рош а-Шана – День Суда?

Содержание урока:
Рош а-Шана, как известно, — это День Суда.
На самом деле, в Торе не упомянута идея Дня Суда. В Торе Рош а-Шана называется только Днем Трубления: «День Трубления будет у вас». Что такое День Трубления? Это день, когда мы трубим в шофар. Гемара говорит: «Трубите передо Мной в шофар, чтобы воцарить Меня над собой». Шофар – это символ воцарения. Когда мы трубим в шофар, мы как бы провозглашаем, что у нас есть Царь. Но где мы видим эту связь? Где мы видим намек в Торе, что это День Суда? День воцарения – понятно, Рош а-Шана – понятно, но где мы видим, что это День Суда, что в этот день будут установлены для нас цели на будущий год, что для нас будут установлены возможности, способности реализовать наши цели? Где хотя бы намек на это?

Может быть, можно объяснить вот каким образом. Есть известные слова Рана в начале трактата Рош а-Шана. Ран задает там такой вопрос: «И следует спросить, — говорит Ран, — почему человека судят в Рош а-Шана больше, чем в другие дни?». Понятно с остальными вещами, — урожай зерновых, например, плоды деревьев, вода, — о каждой из них выносится приговор в ее время. В Песах выносится приговор об урожае злаков, потому что это начало сезона, когда в Земле Израиля растет пшеница. В Суккот выносится приговор о воде, потому что в Земле Израиля начинаются дожди… Но почему именно день Рош а-Шана установлен как день Суда над человеком? Ран говорит так– я передам вкратце. В Псикте написано, что 25-го Элула был сотворен мир. Это значит, что человек был сотворен через пять дней после этого. Он, в сущности, – цель, он – предназначение созданного мира, и поэтому человек сотворен 1-го Тишрея, то есть в Рош а-Шана. День Рош а-Шана – это тот день, когда родился человек. И Псикта говорит так: «В Рош а-Шана был сотворен Первый человек. В первый час Б-г замыслил его творение. Во второй Он посоветовался с ангелами служения. В третий час – собрал для него пыль. В четвертый – замешал ее, то есть перемешал эту пыль с водой. В пятый час – сформировал его. В шестой – сделал его тело без души. В седьмой – вбросил в него душу. В восьмой час ввел его в Ган-Эден. В девятый час он получил заповедь – Б-г повелел ему беречь Дерево Жизни. В десятый час он согрешил – он согрешил с Деревом Жизни, как мы помним, он попробовал плод Дерева Жизни, что было против заповеди Б-га. В одиннадцатый час его судили – был суд над ним. В двенадцатый час он вышел оправданным – в двенадцатый час в этот день, в Рош а-Шана, он был оправдан. Поэтому сказал ему Вс-вышний: «Этот день – знак для твоих сыновей. Как ты предстоял передо Мной в этот день и вышел оправданным, так в будущем твои сыновья будут стоять передо Мной в суде в этот день и выйдут оправданными». В этом есть некий символ. Это значит: человек был сотворен в Рош а-Шана, и также он предстал перед судом в Рош а-Шана. Поэтому и для нас, так как мы сыновья Первого человека, это знак того, что этот первый день – это День Суда.

Но всё же… Понятно, почему день суда об урожае – это Песах. Но что такого заложено в этом дне, чтобы именно он был Днем Суда?
Может быть, можно объяснить так. Мы принимаем Вс-вышнего царем, — но нет царя без народа. Так не бывает. Когда мы принимаем на себя эту идею царствования Вс-вышнего, мы, в сущности, провозглашаем, что «есть руководитель у этого города», что мир не является ничейным. Есть суд – и есть судья. Когда есть судья – есть суд. Воцарение, само то, что мы провозглашаем Вс-вышнего царем над собой – а это и есть День Трубления, записанный в Торе, — автоматически означает и суд. Когда Вс-вышний сотворил Первого человека, когда Первый человек согрешил, — само собой разумеется, что есть суд. Нет такой идеи – грешить. Мир – это не анархия, он не является ничейным. Поэтому, когда человек согрешил, как бы то ни было, просто потому, что этот день – это тот день, когда Вс-вышний реализовал Свое желание сотворить мир, — в этот день было постановлено и реально вышло из того, что Вс-вышний сотворил мир, сотворил человека, — то, что есть суд и есть Судья, есть суд и есть счет. И поэтому этот день, день воцарения Вс-вышнего, — это непременно и тот день, когда мы принимаем и понимаем, что это День Суда.

В этот день, в Рош а-Шана, мы будем записаны, с Б-жьей помощью, для хорошей жизни, для долгой жизни. И мы знаем, что в этот день каждому записывают его цель – сколько денег у него будет, сколько пропитания у него будет, сколько у него будет условий и возможностей исполнить свою цель в мире. Каждого лично записывают в книге, и запись запечатывают. И да будет такова воля Б-га, чтобы мы заслужили хороший год, сладкий год, и чтобы мы заслужили принять на себя День Суда, удостоились, с Б-жьей помощью, пройти Суд и быть записанными для хорошей жизни и для мира.
Хорошего и сладкого года всем вам!


http://www.beerot.ru/?p=54955