рав Моше Лебель — Ницавим-Ваелех – В чем особенность изучения Торы? (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

983

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Дварим
Глава: Ницавим-Ваелех

Содержание урока:
Последняя заповедь, записанная в Торе: «И ныне запишите себе эту песнь и обучите сыновей Израиля». Заповедь записать книгу Торы. И после этого написано: «Поместите ее в их уста». Это всё один стих: «И ныне запишите себе эту песнь и обучите сыновей Израиля, поместите ее в их уста».

Я слышал когда-то от великого мудреца рав Мойше Соловейчика благословенной памяти такое объяснение. В Торе есть заповедь изучать Тору. «И ныне запишите себе эту песнь». «Запишите себе эту песнь», как понятно, для того, чтобы люди могли заниматься Торой, изучать Тору. И после этого сразу же написано: «Поместите ее в их уста». Вот как он это объясняет.

В заповеди изучения Торы есть две части. Одна часть – изучать Тору, и вторая часть – преподавать Тору. Отличается заповедь изучения Торы от всех заповедей. Во всех заповедях устроено так. Есть у нас, например, заповедь Четырех видов растений: взять четыре вида растений в Суккот. Мы берем эти четыре вида, поднимаем их, — и это, в сущности, и есть наша заповедь, требующая заповедь из Торы. Когда я даю кому-то другому лулав, чтобы он его взял, — я не исполняю этим заповедь лулава. Я исполняю заповедь милосердия, я помогаю еврею… Когда я даю еврею тфиллин, чтобы он его наложил, — какую заповедь я исполняю? Я не исполняю этим заповеди тфиллин. Я исполняю заповедь «люби ближнего своего, как самого себя»: позаботиться, чтобы у другого еврея был тфиллин. И так далее. С изучением Торы всё не так. Когда я обучаю человека Торе, дело не в том, что я проявляю к нему милосердие, — это и есть Тора. Он объяснил это так. У Рамбама – хотя это Гемара в Кидушин – написано так. Каждый человек обязан изучать Тору, как бедный, так и богатый. Все люди должны изучать Тору. Но. Если человек стоит перед выбором: ему самому изучать Тору или его сыну изучать Тору, — сказано, что у него самого преимущество перед его сыном. Почему у него самого преимущество перед сыном? Потому, что это заповедь, которую человек исполняет своим телом: он должен изучать Тору. Поэтому, если либо он сам может изучать Тору, либо его сын может изучать Тору, он должен позаботиться прежде всего о себе. Но Рамбам добавляет, что если его сын «мудрый, понимающий и проницательный», то его сын имеет преимущество. Это значит, что у сына больший потенциал, он мудрее – и тогда Тора сына имеет преимущество. Спросил рав Мойше благословенной памяти: почему? Куда делась моя заповедь? У меня ведь прямо сейчас есть заповедь изучать Тору! Ну, допустим, мой сын будет изучать Тору чуть лучше, будет понимать чуть больше, — но как же я из-за этого не буду заниматься Торой?
И вот какой вывод сделал отсюда рав Мойше Соловейчик. Есть такая идея: увеличивать количество Торы в мире. Увеличивать количество мудрости Торы в мире. И поэтому если у меня есть сын, который «мудрый, понимающий и проницательный», и благодаря ему будет увеличение Торы – тогда это МОЯ обязанность, моя обязанность позаботиться, чтобы в мире было больше Торы.
Поэтому говорит Тора: «И ныне запишите себе эту песнь и обучите сыновей Израиля, поместите ее в их уста», Сразу же, как только записывают книгу Торы, сразу у нас появляется обязанность. Это обязанность, которая проистекает из того, что есть книга Торы, мы написали книгу Торы – «обучите сыновей Израиля, поместите ее в их уста». Это и есть заповедь изучения Торы. Не только позаботиться о моей собственной Торе, но позаботиться и о том, чтобы распространять и преподавать Тору. Это та обязанность, которая возложена на каждого еврея – увеличивать количество Торы в мире.


http://www.beerot.ru/?p=54904