Уроки Торы — Лех Леха – Секрет богатства праотцов — кошерный способ обрести богатство

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1866
Есть один аспект, в котором 99,99% процентов населения Земли, думаю, хотели бы быть похожими на наших праотцов… Этот аспект — богатство.

Раши приводит в следующих главах, когда Ицхак жил на земле Авимелеха, царя плиштим, что «лучше навоз скота Ицхака, чем золото Авимелеха» — имеется в виду, насколько он богат. Это касается как Авраама, так и Ицхака, и Яакова… Посмотрите, какую дань Яаков послал Эйсаву! Более того, все богатство, заработанное у Лавана, Яаков отдал Эйсаву – за место в пещере Махпела («Мне не нужно богатство, заработанное заграницей»). Другой пример – Авраам; он воюет, побеждает четырех царей – и отказывается от добычи… Она ему действительно была не нужна – он был и без этого очень богатым человеком!

Есть только одна проблема – у нас нет способа получить богатство Авраама, Ицхака и Яакова. Почему? Корень их богатства был в том, что называется «браха».

Слово «браха» — очень емкое; существует стандартный, «автоматический» перевод этого слова на русский как «благословение»… Но это неправильный перевод. «Браха» — это не благословение. Хотя благословение – может быть причиной брахи… Попробую объяснить.

Есть известный вопрос – почему Тора начинаете с буквы «Бет», а не с буквы «Алеф». И ответ – потому что с алеф начинается слово «арур», проклятый, а с бет – «барух», благословленный… Около тридцати лет назад, рав Моше Шапиро, зацаль, спросил простой вопрос – неужели нет хороших слов, которые бы начинались с алеф? И неужели нет плохих понятий, начинающихся с бет? Конечно, есть. Тогда в чем же секрет этого высказывания наших мудрецов, что они хотели нам объяснить?

Дело в том, что все буквы корня «барех» – бет, рейш, каф – по их числовому значению «удвоенные» – 2 единицы, 2 сотни, 2 десятка. Барех – это удвоение. Все удваивается.

На святом языке есть понятие «леаврих», «авраха»: берут ветку виноградника, тянут ее в сторону, закапывают, чтобы она дала корни, и потом, через какое-то время, отрезают… Это не имеет ничего общего с благословением, но это связано с разрастанием. И это именно то, что означает корень барех, смысл слова «браха» – разрастание.

И весь мир — пример роста, разрастания.

Истинный источник всех благословений, любого роста и разрастания – это Всевышний, Источник всего.

Сефер а-Хинух говорит об этом в начале книги Дварим, объясняя смысл Биркат а-мазон. Когда мы говорим «Барух ата» — мы говорим, что Всевышний – источник всех брахот, всего возможного роста. Это не просто славословие, смысл слова браха в том, что Всевышний – источник всего добра.

Если мы посмотрим в начало книги Берейшит, мы увидим там описание величия Адама до греха, и его падения, сопровождавшегося проклятьем. Он был проклят тем, что «тяжким трудом, в поте лица будешь добывать себе хлеб» — это понятие, противоположное брахе. (То, что по-русски называется «тяжело вкалывать»). В конце главы Берейшит, при рождении Ноаха, написано: «зэ йинахамейну ми-маасей ядейну» — Раши пишет, что во времена Ноаха проклятие, наложенное на землю, уменьшилось…

В нашей же недельной главе, Лех Леха, начало совершенно другого периода – во втором стихе главы мы читаем «Ве-ээсеха ле-гой гадоль» — сделаю тебя большим народом, «ве-аварехеха» — и благословлю тебя, — то есть, Всевышний даст ему великий рост, «ве-агадла шмеха» — и возвеличу имя твое… «ве-hэйе браха» — и ты сам будешь брахой.

Тут происходит перелом – переход из состояния проклятья к тому, что Авраам сам стал брахой.

Классическая каббалистическая книга «Шаарей Ора» объясняет, что Всевышний дал Аврааму силу давать браху другим, и эту силу унаследовал у него Ицхак, затем эту силу унаследовал Яаков, и далее – весь наш народ.

Это – секрет богатства отцов.

В них – раскрылась браха. Благодаря своему величию, тому, что они были «авдей аШем» – рабами Творца – они удостоились прилепиться к Источнику брахи, и сами стать брахой

Здесь есть очень принципиальный момент. Поверьте мне, я не из тех людей, кто стремится к богатству, хотя, с другой стороны, деньги мне не помешают – есть, что с ними делать (даже «большие деньги»).

Но богатство хорошо только, если оно приведет к брахе – а если оно приведет несчастья, то может дойти до ситуации, когда человек умрет от голода, сидя на своих сокровищах (уже был в истории такой случай).

Как нам прилепиться к источнику брахи – вот в чем вопрос?

Причем, так, чтобы это было для нас к добру, а не к огромному счету в банке, и сопутствующим несчастьям – как, к сожалению, часто бывает в жизни.

Через одну недельную главу, в «Хаей Сара», говорится «ве-Авраам закен, ба бе-йомим» — Авраам стар – приобрел мудрость, и, как объясняет Зоар слова «ба ве-йомим», прожил полную (наполненную) жизнь. Дальше сказано «ве-аШем берах эт Авраам ба-коль» — и Всевышний благословил Авраама во всем.

…Чем удостоился Авраам такого богатства, что сказано «благословил его Всевышний во всем»?

Кошерный способ обрести богатство – или как удостоиться брахи Авраама?

Продолжение — Как удостоиться хорошей старости без пенсионного фонда? Должен ли человек учиться специальности? — в видео

http://www.beerot.ru/?p=38163