рав Моше Лебель — Итро (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

1048

 

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Шмот
Глава: Итро

Содержание урока:
На этой неделе мы читаем главу Итро. Глава Итро – это глава о получении Торы. И так сказано в стихе: «Так скажи дому Яакова». Объясняет Раши: «Этими словами и в этом порядке». И после этого тоже сказано: «Это – те слова, которые ты произнесешь сыновьям Израиля», — и Раши там объясняет так же: «Не больше и не меньше». В чем здесь идея? Почему Моше-рабейну не может чуть-чуть добавить своих объяснений к Торе? Вс-вышний говорит Моше-рабейну: «В точности те самые слова, которые ты слышишь, в точности эти же слова произнеси сыновьям Израиля! Не больше и не меньше!». Не меньше – это понятно. Но почему не больше? Почему Моше-рабейну не может немного добавить от себя?
Великий мудрец раби Яаков Каменецкий объясняет так. Гемара в трактате Шаббат говорит: «И они встали под горой… — Это учит нас, что Он накрыл их горой, как тазом». Спрашивает Тосафот: почему нужно было накрывать их горой, как тазом? Ведь в Торе сказано, что они уже поставили обещание «мы исполним» прежде слов «мы поймем»! Почему нужно было заставлять их? «Накрыл их горой, как тазом» означает, что их, в сущности, заставили принять Тору! Зачем их нужно было заставлять? Они ведь уже сказали: «Мы исполним, и мы поймем»! Еще до того, как они поняли, они уже согласились исполнять! Зачем заставлять? Так спрашивает Тосафот. И отвечает Тосафот так: «Может быть, они передумали бы, увидев великий огонь, из-за которого их души покинули тела». Могло оказаться, что в начале они ощущали радостную готовность, а потом, увидев великий огонь, могли передумать. И поэтому нужно было и то, и другое.
Вот как объясняет это раби Яаков Каменецкий. Есть два аспекта трепета перед Небесами. Первый аспект – такой. Человек любит Вс-вышнего, и поэтому он делает то, что Вс-вышний хочет от него. Это называется «уровень любви». Это – трепет перед Небесами, но не просто из-за трепета, не из-за страха, а из-за любви к Б-гу. А есть и еще один аспект, который называется «трепет перед Небесами». Трепет. Страх! Человек боится. Боится наказания, боится Вс-вышнего, боится своего положения… Не потому, что он так уж любит Б-га. Он не соединен, он не связан с Ним любовью, он просто бо-ит-ся. И, на самом деле, оба аспекта необходимы. Иногда, даже когда мы любим Вс-вышнего, случаются всякого рода воздействия дурного побуждения. Поэтому нужен также и трепет. Нужно, чтобы были обе эти силы: иногда любовь к Б-гу, иногда – трепет перед Б-гом. И поэтому Тора дана, в сущности, в двух вариантах: с одной стороны, Б-г накрыл их горой, как тазом, а с другой стороны, было также «мы исполним, а потом поймем». Это означает, что речь идет о получении Торы в обоих аспектах.
И дальше раби Яаков Каменецкий говорит так. В стихе, в главе Ваэтханан, сказано так: «С Небес Он дал тебе услышать Свой голос, чтобы наставить тебя, и Свой великий огонь…». Что такое «Его великий огонь», который был там, по словам Торы? Великий огонь – это был огонь страха перед наказанием. Гемара в трактате Авода Зара говорит, что в будущем потомки Ишмаэля попытаются оправдаться, сказав: «А разве Ты накрыл нас горой, как тазом, а мы ее не приняли?». Если бы Ты пришел к нам и накрыл бы нас горой, как тазом, мы тоже бы приняли Тору! И эта претензия была обоснованной. Но на самом деле всё дело в той идее, которую мы обсуждаем. Недостаточно принять Тору только из-за трепета. Необходимо принять Тору из-за трепета и из-за любви. Так что, может быть, если бы Я накрыл вас горой, как тазом, вы приняли бы Тору из-за трепета, но этого недостаточно – нужна также любовь к Б-гу.
И поэтому, действительно, Вс-вышний сказал Моше: «Не добавляй и не уменьшай». Потому что, если бы разрешено было добавить, могло получиться, что если бы Моше-рабейну прибег к какой-то риторике, произнес бы какую-то великую речь, добавил бы что-то еще, — может быть, народ Израиля принял бы Тору из-за того, что сказал Моше-рабейну, а это неправильно. Тору нужно принять только в этих двух аспектах: трепет и любовь, но не из-за чего-то внешнего. И поэтому Вс-вышний говорит Моше: «Не добавляй и не убавляй». «Так скажи сыновьям Израиля». Не больше и не меньше.
Большое спасибо, и шаббат шалом!


http://www.beerot.ru/?p=61466