рав Моше Лебель — Толдот – украденные благословения (иврит)

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

868

 

Что не поделили два брата?

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Берешит
Глава: Толдот

Содержание урока:
В этой недельной главе Тора рассказывает нам о благословениях, которые Ривка хочет забрать для своего сына Яакова. Ицхак хочет перед смертью благословить сыновей, одного своего сына. И вот Ривка очень много делает для того, чтобы, вместо того, чтобы Ицхак благословил своего любимого сына Эсава, получилось так, что именно Яаков получает эти благословения от Ицхака.

И, в сущности, эти благословения, на первый взгляд, говорят о чисто материальных вещах, о материальных благах мира. В конечном итоге Тора рассказывает, что благословения эти были даны Яакову, и в них сказано так: «И даст тебе Господь от росы неба, и от жиров земли, и много зерна и виноградного вина. Здесь не говорится о каких-то духовных благословениях, о каком-то служении Богу, — а ведь это, как будто бы, должно стать будущим Яакова. Говорится здесь о каких-то простых вещах, просто о хорошей жизни этого мира.

Это нужно понять, об этом необходимо задуматься. Ривка была одной из праматерей нашего народа, — и что же, это и есть то предназначение, которого она желала Яакову? Да пусть это останется Эсаву! Ау Яакова пусть будет духовная жизнь, Будущий мир, пусть у него будет возможность изучать Тору, служить Б-гу!.. Чем все эти материальные блага так уж важны?

На самом деле, на это есть объяснение Бейс а-Лейви, которое мы вкратце перескажем. Ривка хотела, чтобы и этот мир тоже принадлежал Яакову. Почему? Потому что на самом деле если Эсав получит эти благословения, то может показаться, что Эсав – это тот, кто властвует в мире, Эсав – это тот, кто получил мир. Ривка хотела, чтобы и Будущий мир разумеется, тоже принадлежал Яакову, но чтобы и этот мир, — хотя в конце концов Эсав заберет его, но – в конечном итоге принадлежал Яакову. Пусть Эсав получит это, но забрав у Яакова.

Но можно предложить еще одно объяснение. На самом деле, ведь Всевышний сотворил и материальный мир, в котором много красивого, много хорошего. И это и есть наше предназначение: взять материальное и превратить его в духовное. Насколько человек выдерживает это испытание, насколько человек осознает свою реальность, насколько он на самом деле углубляется, — настолько он на самом деле понимает свое предназначение. И этого и хотела Ривка от Яакова. Действительно, этот мир будет твоим, «даст тебе Господь и зерно, и вино», и все хорошее, — но – это средство, это не цель. Это важное средство, это важный инструмент — мы ведь видим, что Всевышний таки сотворил этот мир, — но мы понимаем, что этот мир – это только инструмент. Это и есть то, чего хотела Ривка: чтобы Яаков имел отношение к этому инструменту, чтобы этот инструмент был его, но чтобы он пользовался им как средством, а не как целью. И поэтому благословения исполнились: Эсав получил только как второй номер, а Яаков получил этот мир.

И в этом мире от нас ожидается, что мы будем служить Вс-вышнему, используя средства этого мира, и достигнем цели, — а это, разумеется, Будущий мир.
Большое спасибо, и шаббат шалом!


http://www.beerot.ru/?p=57006