Каким образом изучение Торы помогает солдатам?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1908

Прочитал Ваши ответы про войну с Газой. Спасибо!

Вы часто упоминаете, что изучение Торы помогает солдатам. Я не понимаю, каким образом изучение Торы может помочь в войне. Поясните!

Виктор, Иерусалим


Уважаемый Виктор,

В мидраше «Тана де-вей Элияу» (18-ая часть) сказано: «Благословен Всесильный, Который проявляет жалость к Своему народу даже в тот час, когда они провинились перед Ним». Стоит понять: из-за какой заслуги Всевышний проявляет своё постоянное милосердие к евреям.

Ответ на этот вопрос мы можем получить из благодарственной песни Дворы, которую она пела Г-споду после чудесного спасения. В начале своей песни Двора упоминает дарование Торы. Каким образом связано дарование Торы с чудесным избавлением? После того как Творец дал евреям Святое Учение, Его Имя – на еврейском народе, и каждый, кто выходит воевать с нашим народом, как бы выходит воевать с Создателем. Поэтому Творец проявляет милость к Своем народу, даже если он провинился, и спасает его ото всех врагов. Это объясняет нам, почему Двора начала свою песнь с воспоминания о даровании Торы.

На слова Гольята (Шмуэль 1, 17:10): «Я сегодня бранил воинства израильские» отреагировал Давид (26-ый стих): «Ты бранил воинства Б-га Живого», поскольку выход на войну с еврейским народом – это как бы выход на войну с Самим Творцом.

Из этого мы видим, что принятие нашим народом Торы является той заслугой, в честь которой Всевышний проявляет постоянное милосердие к Своему народу. Талмуд в трактате Сота (42а) говорит, что даже если у солдат есть минимальная заслуга изучения Торы, которая заключается в чтении стиха «Шма, Исраэль» утром и вечером, Всевышний не передаст их в руки врагов.

В вышеупомянутой песне Двора говорит (Шофтим, 5:8): «Когда избрал он (еврейский народ) Б-га нового, тогда – война у ворот. Видели ли щит и копье у сорока тысяч Израильтян?». Мидраш «Тана де-вей Элияу» (11-ая часть) объясняет, что в словах «выбрал Б-га нового» есть намёк на знатоков Торы, которые, изучая её святые слова, постоянно выводят новые законы. «Отсюда сказали (наши мудрецы), что если сорок тысяч евреев собрались на войну и среди них есть два знатока Торы, как будто Всевышний передал в их руки врагов их», сообщает мидраш.

Из этих слов мы учим, что даже если нет у самих солдат заслуги изучения Торы, но есть среди них мудрецы Торы, их заслуга помогает всем солдатам.

И более того, из приведённого в трактате Макот (10а) видно, что нет необходимости, чтобы затоки Торы были непосредственно среди солдат. Их заслуга изучения Торы помогает солдатам, даже если они находятся в это время в тылу, изучая Тору в синагоге или бейт-мидраше.

В Торе сказано (Дварим, 33:18): «Радуйся, Звулун, при выходе твоём, а Иссахар в шатрах твоих». Поясняет рав Цви Йеуда Берлин, что стих имеет в виду следующее: радуйся Звулун при выходе твоём на войну, ведь ты, несомненно, одержишь победу над своими врагами в заслугу братьев твоих из колена Иссахара, которые, находясь в шатрах (намёк на Бейт Мидраш – Дом Учения), изучают Тору.

http://www.beerot.ru/?p=3926