Почему мне указывают, за кого голосовать?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1898

Здравствуйте! Я слышал, что соблюдающие люди должны голосовать за тех, за кого раввины скажут голосовать. Так ли это? Если да, то это очень странно, ведь каждый вправе делать выбор сам. Почему мне указывают, за кого голосовать? Хочу – голосую за левых, хочу – за правых. Это мое и только мое дело! Да и потом раввины, конечно, обладают знаниями в Торе, но ведь не им мне указывать, в какой магазин ходить и какую машину покупать? Не подумайте – я сам соблюдающий человек. Я ем только кошерное, соблюдаю Шаббат и таарат мишпаха, стараюсь каждый день учить Тору… Но все это не мешает мне быть нормальным, адекватным человеком. В конце концов, мы живем в 21 веке, живем в стране с европейскими ценностями, где религия должна быть отделена от государства. Спасибо за Ваш ответ!

С уважением, П.


Уважаемый П.!

Вы говорите, что Вы соблюдающий человек, поэтому я не стану Вам доказывать, что Тора – это истина, и что Всевышний даровал ее еврейскому народу и обязал нас соблюдать устную и письменную Тору. Это очевидно для каждого верного Торе еврея.

Если мы внимательно ознакомимся со всеми шестьсот тринадцатью заповедями Торы, то обнаружим, что они касаются не только соблюдения Шаббата, Кашрута, и Таарат Мишпаха. Мы увидим, что перечисленные там повеления затрагивают самые разные аспекты жизни. Например, есть заповеди, которые требуют от нас честности в денежных вопросах. Как можно объяснить действия человека, который соблюдает Шаббат, и при этом, работая в магазине, постоянно обсчитывает покупателей? Такое поведение можно объяснить или тем, что он просто не знает, что подобного рода обман запрещен Торой, или тем, что он лицемер, и не верит в то, что Тора обязывает его вести себя определенным образом, а Шаббат соблюдает из каких-то посторонних соображений. Возможен также вариант, что он находится во власти бесконтрольной страсти к деньгам, и просто не может себя сдержать. В любом случае, его поведение явно непоследовательно.

Продолжая изучение списка заповедей, мы увидим, что многие из них имеют мировоззренческий характер и выражают определенные взгляды. Получается, что Тора требует от нас, чтобы мы придерживались определенных мнений по многим вопросам. Человек, который, с одной стороны, соблюдает часть заповедей, но с другой – сознательно отказывается принять ценности, которые формулирует Тора, ведет себя непоследовательно.

Как любой другой свод законов, Тора запрещает не только совершать действия, которые с ее точки зрения являются преступными, но также поддерживать тех, кто их совершает. Поэтому голосовать за кандидата, который, скажем, выступает за легализацию эвтаназии, противоречит Торе. Ведь Тора запрещает убивать людей! Это первая причина, по которой религиозные избиратели в большинстве своем голосуют за религиозные партии.

Кроме того, если мы говорим о государстве Израиль, то здесь, как известно, бюджеты, отпускаемые на разные цели, определяются Кнессетом. Тот, кого в Кнессете нет, как будто просто не существует, и его интересы никто защищать не собирается. Тот факт, что этот человек платит налоги наравне с другими членами общества, никого не интересует. Поэтому организация религиозных партий и их поддержка – это вполне насущный практический вопрос. Поддерживать кандидата, который только и думает о том, как бы вырвать у тебя изо рта последнюю крошку, – это, мягко говоря, глупо. Это вторая причина голосовать за религиозные партии.

Получается, что религиозный человек, который голосует за антирелигиозные партии, ведет себя глупо, непоследовательно, лицемерно и просто самоубийственно. Поэтому мне трудно согласиться, что человек, соблюдающий Тору, может голосовать за кого угодно. И в том, что религиозные граждане государства Израиль организовали свои собственные партии, которые отстаивают их интересы, я не вижу ничего «несовременного» и «неадекватного». Наоборот, это вполне современная, своевременная и адекватная реакция на сложившуюся ситуацию.

Что касается «власти» раввинов, мне не совсем понятно, почему одно упоминание об этом вызывает такое раздражение. В течение всей еврейской истории, именно раввины всегда были лидерами еврейского народа. Например, про великую мудрость царя Давида и его усердие при изучении Торы мудрецы говорят нам во многих местах в Талмуде. Даже спустя столетия после разрушения Храма многие еврейские общины, будучи в изгнании, имели определенную долю самоуправления. Раввины, которые правили этими общинами, имели собственную службу по сбору налогов и т. д. В течение трех тысячелетий идея, что властью должны обладать раввины, не подвергалась сомнению. Только в девятнадцатом веке в еврейском народе стали возникать разнообразные движения и партии, которые выдвинули своих собственных лидеров. Но среди религиозного еврейства раввин остался высшим авторитетом.

Почему это так?

Во-первых, для того, чтобы стать раввином, необходим недюжинный интеллект. Вы говорите, что по возможности стараетесь изучать Тору. Значит, Вам должно быть известно, насколько трудно выучить даже одну страницу Талмуда. Люди, которые уже в молодом возрасте смогли освоить весь Талмуд, Шулхан Арух и множество других сложнейших книг, несомненно, должны обладать неординарным интеллектом. Кроме того, изучение Торы требует отрешенности от собственных интересов и неимоверной преданности поставленной задаче. Наконец, изучение Торы требует святости и ясности ума. Поэтому религиозные евреи действительно идут к раввину, чтобы посоветоваться с ним по самому широкому спектру вопросов.

Конечно, находясь в тюрьме или в армии, израильские политики накапливают уникальный «жизненный опыт», которым большинство раввинов похвастаться не могут. Тем не менее, мне не совсем понятно, по каким критериям избираются люди, которые в лучшем случае просто обманывают своих избирателей, а в худшем – оказываются самыми настоящими преступниками. В отличие от них, раввины стараются смотреть на происходящее объективно, не преследуют личную выгоду на выборах, так как сами не баллотируются. Они заинтересованы в наибольшем общественном благе. Поэтому вполне естественно, что большинство представителей религиозных партий стараются заслужить одобрение раввинов. Для их избирателей мнение этих раввинов действительно имеет большое значение.

Все, что было сказано выше, сказано с позиции здравого смысла. Но наиболее полный ответ на Ваш вопрос вы найдете, внимательно изучив материалы этого номера – статьи рава Полищука, материалы из книги рава Лоренца и т.д.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=12493