Арвут — Подписывать ли гарант соседу?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3761

У меня к вам такой вопрос. Ко мне тут на днях подошёл сосед с просьбой. Хочет, чтоб я ему подписал гарант («арвут»).

Он недавно дочку замуж выдал. Обещал приданное дать. Аж пятьсот тысяч. Теперь берёт ссуды. А я его спрашиваю: а что это значит, «подписать арвут», и к чему меня это обязывает. А он мне говорит: это как рекомендация, что ты меня знаешь, что я честный человек, и что верну долг.

А я вот думаю про себя — то, что он честный, я вроде знаю. Про него все говорят, что он большой талмид хахам. А вот то что вернёт, откуда мне знать. Мне лично совсем непонятно, как он это собирается делать. Он ведь аврех, а жена в садике работает. Дома семь детей. Откуда у них будут такие деньги. Он мне и до этого всегда жаловался, что ему на жизнь не хватает. Как же я могу поручиться, что он вернёт?

А с другой стороны, не хочется ему отказывать. Мы с ним много лет в добрососедских отношениях. Да и он тоже обидеться может. Ну так я решил посоветоваться со знакомыми аврехами в синагоге. И совсем запутался.

Одни говорят, чтоб конечно подписывал. Мицва у тебя, мол, будет большая. А другой мне сказал, что если я подпишу, меня потом могут заставить платить вместо него.

Это мне совсем непонятно, с какой стати я буду за него платить. Он же мне не брат родной. Да и если я даже захочу, откуда у меня такие деньги. Мне бы свои долги банку отдать, а тут ещё брать на себя чужие!

Помогите, пожалуйста, с этим разобраться.


Уважаемый Шауль!

Спасибо Вам за интересный вопрос.

Давать деньги в долг — это большая заповедь. Рамбам перечисляет это как одну из 613 заповедей Торы (повелительные 197). Он пишет: «это более сильная и более обязательная заповедь, чем другие заповеди, связанные с благотворительностью».

Кроме того, он перечисляет ещё одну заповедь, запрещающую не давать в долг из опасения, что задолженность будет отменена годом шмита (запретительные 231). С другой стороны, Тора строжайшим образом запрещает давать ссуды под проценты. Поэтому, практически во всех религиозных общинах есть кассы беспроцентных ссуд, которые называются «гмах». Эти кассы существуют за счет пожертвований и добровольных беспроцентных вкладов, которые люди делают с тем, чтобы помочь другим. Некоторые гмахи оперируют поистине огромными суммами, которые полностью используются для безвозмездной помощи нуждающимся.

(Надо отметить, что есть возможность получить ссуду в банке, не нарушая запрет Торы. Один способ — это убедиться, что среди владельцев банка нет евреев. В этом случае нет запрета платить проценты. Если же среди владельцев банка евреи есть, требуется превратить ссуду в совместное предприятие. Для этого необходимо оформить специальный документ, называемый «этер иска».)

Когда один человек даёт другому ссуду, заимодавец всегда подвергается определённому риску. Даже если заемщик — честнейший человек, и готов сделать все, чтобы вернуть долг, он может, не дай Б-г, умереть, попасть в плен к пиратам, заболеть тяжёлой болезнью, неожиданно обанкротиться, и т. д. Таким образом, заимодавец, для того чтобы выполнить заповедь, рискует своими честно заработанными деньгами. Это тем более верно, если у заимодавца нет полной уверенности, что заёмщик — добросовестный человек, который не остановится перед трудностями для того, чтобы вернуть свою задолженность.

Для того, чтобы люди выполняли заповедь, и не боялись давать в долг, были предприняты меры, в той или иной степени гарантирующие возвращение долга. Хочется подчеркнуть, что эти меры в первую очередь нужны тем, кто нуждается в ссудах — тот, кто боится, что ему не вернут долг, может долг просто не давать.

Для того, чтобы уменьшить риск, кассы беспроцентных ссуд (гмахи) обычно требуют гарантов, или «аревим» на крупные суммы. Закон Торы подразумевает несколько видов гарантов. Все они принимают на себя полную финансовую ответственность за выплату ссуды.

Гарант, который требуют гмахи, называется «арев каблан». Подпись такого арева — это не просто рекомендация, а обязательство выплатить всю сумму долга.

Причём, заимодавец имеет право потребовать у гаранта (арева) всю сумму даже не обратившись к заёмщику. (Однако, фактически, кассы, конечно же, в первую очередь требуют возвращения долга у самого заёмщика. Только если им не удаётся получить деньги от него, они обращаются к гарантам. Кроме того, хоть гарантия и подписывается на всю сумму, в случае невыплаты, сумма обычно делится между гарантами поровну.) Если арев заплатил сумму денег вместо того, кому он подписал гарантию, теперь этот человек становится должен ему, и с него можно требовать выплаты.

Таким образом, Вы должны осознавать, что подписывая арвут, Вы принимаете на себя серьёзное обязательство,  в случае необходимости,  частично или полностью выплачивать ту сумму, которую Вы гарантируете.

Если это потребуется, Вы должны быть готовы сделать все от Вас зависящие, для того, чтобы вернуть долг. Поэтому, принимая решение о подписание арвута, вам следует взять в расчёт свои материальные возможности, и внутреннюю готовность исполнять взятые на себя обязательства. В особенности, если у Вас есть серьёзные сомнения по поводу возможностей Вашего соседа, Вам не следует спешить с решением.

С другой стороны, очевидно, что, частично принимая на себя риск, дающий гарантию участвует в заповеди давать в долг. От нас требуется готовность помогать другим, даже когда в этом есть некоторая вероятность материального ущерба. В особенности, когда речь идёт о близких нам людям. Поэтому, то, что Вам сказали Ваши друзья — совершенно верно. Подписав ссудный документ, Вы действительно выполняете заповедь и оказываете своему соседу большую помощь.

В заключение, хочу сказать Вам, что я лично знаю немало мудрецов Торы, которые живут очень просто или даже бедно, и их доходов не хватает им, чтобы прокормить большую семью. Тем не менее, Всевышний удивительным образом помогает им женить и выдать замуж своих детей, и даже купить им квартиры! При нынешних невероятно высоких ценах на недвижимость в Израиле, они покупают одну квартиру за другой, и каким-то непонятным образом остаются на плаву, не подводя тех, кто подписывает им гарантии на ссуды. Если Вы зайдете в любой район с густым религиозным населением, и спросите у людей, в чьей квартире они живут, большинство ответит Вам, что они живут в своей собственной квартире, купленной им их родителями после их свадьбы!

С уважением,

Б. Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=41626