Благословение на продукты, не содержащие глютен (клейковину)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1558
глютен

Уважаемый раввин!

У моего ребенка врачи обнаружили целиак. Если Вы не знаете, при этой болезни категорически запрещены продукты, содержащие клейковину или, как это еще называют, глютен. Мы начинаем приучать мальчика к заповедям. В ближайший праздник Песах мы специально для него купим мацу, выпеченную из муки, не содержащей глютен. Может ли он произнести благословение на заповедь есть мацу в пасхальную ночь?

И вообще, отличаются ли продукты, изготовленные из муки, не содержащей глютен, в отношении благословений на продукты питания?

Заранее благодарен, Михаил.


Уважаемый Михаил!

Давайте сначала поймем, чем отличатся мука, не содержащая глютен, от обычной муки. Дело в том, что натуральная мука из злаков, помимо белка или глютена, состоит из амилена. Под влиянием амилена на глютен происходит известный нам процесс брожения теста, когда оно «поднимается». С помощью современных технологий появилась возможность расщепить злак на его составные части, на амилен и на глютен.

Глютеном пользуются в пищевой промышленности для изготовления питательных добавок в различные продукты питания, как, например, изделия из сои. Амилен, в свою очередь, используют для изготовления продуктов питания для тех, кому противопоказан глютен.

Поскольку при отделении глютена от амилена злак лишается возможности забродить, что является его особой характеристикой, которую выделяют мудрецы[1], Вы абсолютно логично полагаете, что, возможно, это влияет на законы, связанные с употреблением злаков.

На изделия, в состав которых входит глютен без амилена, на которые обычно благословляли бы «Выводящий хлеб из земли» («амоци лехем мин а-арец») или «Создающий различные виды насыщающей нас пищи» («борэ минэй мезонот»), не произносят эти благословения, т. к. глютен не насыщает человека.

Что касается изделий, содержащих амилен, дело обстоит несколько сложнее, ибо он является основой злака и только из-за того, что от него отделили глютен, он не может закваситься.

Может быть это отличие внешнее, не влияющее на законы, но может быть и существенное, могущее изменить закон. В отношении благословения на такой продукт, очевидно, что произносят «Создающий различные виды насыщающей нас пищи», т.к. он насыщает, и это благословение не зависит от возможности забродить, как мы это видим из того, что его произносят на рис.

В отношении благословения после хлеба («Биркат Амазон») и «За пропитание» («аль а-михья»), которое произносят после того, как съели определенный объем мучного изделия, которое не является хлебом, существует сомнение.

Подобное сомнение существует и в вопросе исполнения заповеди маца.

Рав гаон Цви Вебер, да продлит Всевышний его годы, считает, что на заповедь есть мацу в данном случае не произносят благословение.

Но при возможности следует внимательно послушать, как его произносит тот, кто ест мацу, выпеченную из обычной муки. При этом тот, кто произносит благословение, должен иметь намерение, что он это делает не только для себя, но также и того, кто его слушает, а слушающий его, в свою очередь должен иметь намерение, что благословение произносится так же и для него.

Это важно не только потому, что существует сомнение, является ли изделие, не содержащее глютен, полноценным мучным продуктом, но и потому, что по свидетельству специалистов, даже после устранения глютена, небольшое его количество остается в продукте.

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

  1. В трактате «Псахим» (35а) Вавилонского Талмуда и в трактате «Хала» (1:1) Иерусалимского Талмуда.

http://www.beerot.ru/?p=46639