До какого часа можно произносить благословения до и после «Шма»?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1844
благословения до и после

В Шульхан арухе написано, что Амиду можно молиться до 4-го часа, а «бедей авад» до полудня (до 6-го часа), там же написано, что благословения до и после «Шма», цитирую: «можно молиться, как и Амиду, до 4-го часа, а далее это будет браха леватала«.

И тут неувязка: либо благословения до и после «Шма» можно, как и Амиду, молиться: «бедей авад» до 6-го часа, либо 4-6 час — браха леватала (напрасное благословение)…

Вопрос, до какого все же часа можно произносить благословения до и после «Шма»?


Уважаемый ...!

Вы задали очень правильный вопрос — действительно, прочитав то, что написано по этому поводу в книге «Мишна брура», можно прийти к выводу, что в его постановлениях есть противоречие. В гл. 58 (пункт 25) написано: «благословения "Шма" как молитва, и поэтому их закон — как закон молитвы. Их можно произносить до конца четвертого часа дня». В гл. 89 «Шулхан арух» приводит, что тот, кто не произнес утреннюю молитву до конца четвертого часа дня, может произнести ее до полудня (хотя изначально так поступать не следует). Из этого можно сделать вывод, что то же самое относится и к благословениям «Шма» — по аналогии с молитвой, их можно произносить до конца шестого часа.

Но в следующем пункте (58:26) «Мишна брура» приводит, что тот, кто произнес благословения «Шма» после окончания четвертого часа, произносит напрасные благословения. Остается неясно, что имел в виду автор «Мишна Брура», и как следует поступать тому, кто не произнес эти благословения в течение первых четырех часов дня — должен он их произносить, или нет.

Попытаемся разобраться в этих законах.

Закон произнесения благословений «Шма» приводится в трактате Брахот (10б). Там написано, что требуется произнести «Шма» до конца третьего часа дня, но «тот, кто произносит ’Шма’ позже — не потерял, как тот, кто просто изучает Тору. Также необходимо произнести два благословения перед ’Шма’, и одно благословение после "Шма".» Таким образом, Талмуд сообщил нам, что, несмотря на то, что по окончание третьего часа дня заповедь произнесения «Шма» выполнить уже невозможно, тому, кто не произнес благословения «Шма» вовремя, все еще необходимо их произнести. Однако, в Талмуде не указывается, когда оканчивается время произнесения этих благословений.

(Причина того, что время произнесения этих благословений не идентично с временем произнесения «Шма» заключается в том, что эти благословения не являются благословениями на заповедь произносить «Шма». Их произносят в качестве восхваления Всевышнему. В них также упоминаются некоторые важные принципы веры. (См. Брахот гл. 1, мишны 4 и 5). Из-за этого, время их произнесения не связано напрямую с временем произнесения «Шма», или с обязанностью произносить «Шма». Из-за этого, тот, кто уже произнес «Шма» без благословений, и таким образом выполнил заповедь, может произнести «Шма» еще раз, вместе с благословениями. Он также может произнести эти благословения отдельно, не произнося «Шма». См. Мишна Брура 58-25.)

Комментарий Рабейну Ашера (РОШ, гл. 1, пункт 10) приводит три мнения по поводу того, до какого часа можно произносить эти благословения. Первое из них — это мнение Ай Гаона, по которому их можно произносить только до конца четвертого часа. Второе мнение гласит, что их можно произносить до конца шестого часа (до полудня), а третье — что их произносят до вечера.

Многие комментаторы пишут, что первое мнение связано с тем, что существует очень важная заповедь начать молитву «Шмоне эсре» сразу же после окончания благословения, которое произносят после «Шма». Таким образом, после того, что Талмуд сообщил нам, что время произнесения этих благословений не связано со временем произнесения «Шма», следует сделать вывод, что оно связано со временем молитвы, которое продолжается до окончания четвертого часа.

Откуда же известно, в какое время следует произносить утреннюю молитву? По этому поводу в Мишне (Брахот 4:1) приводится два мнения. По мнению Мудрецов, время утренней молитвы — до полудня. По мнению Раби Йеуды — до конца четвертого часа. Талмуд приходит к выводу, что закон соответствует мнению Раби Йеуды.

Теперь рассмотрим, каким образом слова мудрецов Талмуда нашли отражение в словах нашего великого учителя Рава Йосефа Каро, автора кодекса Шулхан Арух.

В связи с законами произнесения "Шма", Рав Йосеф Каро в книге Бет Йосеф (гл. 58) цитирует слова Ребейну Ашера, который, как было сказано выше, приводит три различных мнения по этому поводу. Но в кодексе Шулхан Арух, он приводит только первое мнение — благословения «Шма» следует произносить до конца четвертого часа. Он не объясняет, что следует делать тому, кто не произнес эти благословения вовремя.

Что касается молитвы, Бет Йосеф (гл. 89) приводит, что утреннюю молитву «Шмоне Эсре» следует произносить до конца четвертого часа дня и добавляет, что тот, кто не произнес ее вовремя, может произносить ее до полудня. Он объясняет, что причина этого закона кроется не в том, что задним числом можно полагаться на мнение мудрецов. В действительности, в законах молитвы есть понятие «восполнения» пропущенной молитвы. Тот, кто произносит утреннюю молитву после окончания четвертого часа дня, восполняет упущенное.

Следуя постановлению Шулхан Арух, Мишна Брура (58-26) приводит наиболее строгое мнение, по которому благословения «Шма» можно произносить только до конца четвертого часа дня.

Тот, кто по той или иной причине не произнес их вовремя, уже не может их произносить. Таким образом, закон, связанный с этими благословениями, отличается от закона, связанного с молитвой. Из-за чего возникло это различие?

Понимание того, что, произнося молитву после четвертого часа, молящийся лишь восполняет заповедь, которую он не выполнил вовремя, дает нам также ключ к пониманию постановления Мишна Брура.

Время произнесения благословений "Шма" связано со временем молитвы, но в них нет понятия «восполнения». Поэтому их можно произнести только в то время, что можно выполнить заповедь молитвы, а не восполнить молитву. Следовательно, после окончания четвертого часа, эти молитвы произносить уже нельзя.

Однако, не все авторитеты согласны с этим постановлением.

В разделе «Биур алаха» Мишна Брура приводит мнения, по которым эти благословения можно произносить до полудня, и даже до вечера. Там же можно обнаружить его окончательное постановление практического закона: тот, у кого не было возможности произнести благословения "Шма" вовремя, может произнести их до полудня. Но тот, у кого эта возможность была, но он ею не воспользовался, не должен произносить их после четвертого часа. Что касается мнения, что их произносят до вечера, на него не следует полагаться ни при каких обстоятельствах.

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=39872