Зачем зажигают ханукальные свечи в синагоге?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1485
ханукальные свечи в синагоге

Уважаемый рав!

Почему в синагогах зажигают ханукальные свечи, ведь заповедано их зажигать у входа в дом?

С уважением, М.


Уважаемый М!

В «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», 671:7) сказано, что существует древний обычай зажигать ханукальные свечи в синагогах. Этому обычаю мы находим несколько объяснений.

Автор комментария «Бейт Йосэф» на «Арбаа Турим» (там же) пишет, что этот обычай был установлен для людей, прибывших из других мест, дома которых находятся далеко и поэтому они не могут исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей. В книге «Коль Бо» (п. 44) приводится, что в синагогах ханукальные свечи зажигают, чтобы как можно более широко обнародовать чудо и обучить несведущих благословениям на исполнение этой заповеди. По мнению Риваша (п. 111) обычай зажигать ханукальные свечи в синагогах берет свое начало из тех времен и мест, где было опасно зажигать ханукальные свечи у входа в дом, чтобы у людей была возможность хоть немного поучаствовать в этой заповеди.

В книгах законоучителей упомянуто еще одно объяснение: синагога – это наш малый Храм, свечи в ней зажигают в память о зажигании семи свечника (меноры), который зажигали в Храме и с которым связано чудо восьмидневного горения свечей.

В связи с последним объяснением понятно, почему в синагогах ханукальные свечи устанавливают у южной стены – подобно тому, как в Храме менора находилась в южной части зала («Арбаа Турим» (там же) от имени Смага (п. 280) и «Шулхан Арух», там же).

Интересно упомянуть, что в комментарии «Даркей Моше» на «Арбаа Турим» (там же) говорится, что в некоторых общинах ханукальные свечи в синагогах устанавливают у северной стены. С чем это связано?

Рав Бацалель Штерн («Бэ-Цель Хохма», ч. 2, п. 50) дает следующее объяснение. В синагогах, находящихся к западу от Иерусалима, ковчег со свитком Торы (т.е. направление, в котором молятся) установлен у восточной стены, а вход располагается на западной. Получается, что южная сторона находится справа, а менора в Храме стояла слева. Таким образом, в тех местах, где ханукальные свечи устанавливают у северной стены синагоги, делают это тоже в качестве уподобления с месторасположением меноры, только в соответствии с тем, с какой стороны храмового зала она стояла, а не в соответствии с полюсным расположением, т.к. учесть оба условия в данном случае невозможно. Но подчеркнем еще раз, что согласно установленному закону, ханукальные свечи в синагогах должны быть расположены у южной стены.

Вопрос о том, в каком порядке следует зажигать ханукальные свечи в синагоге, не столь тривиален.

Автор респонс «Хатам Софер» (ч. 1, п. 186) свидетельствует о том, что во всех крупных еврейских центрах, которые он когда-либо посещал, между ханукальными свечами и южной стеной было некоторое пространство. Тот, кому было поручено зажигать свечи, стоял в этом пространстве спиной к южной стене и лицом на север. В первую очередь он зажигал свечу, наиболее близкую к ковчегу со свитком Торы, подобно тому, как в Храме первой зажигали свечу, ближайшую к Святая Святых, где находился Ковчег Завета.

Хотя из комментария «Бейт Йосэф» на «Арбаа Турим» (там же) представляется, что ханукальные свечи в синагоге устанавливают вплотную к южной стене.

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

http://www.beerot.ru/?p=45745