Кашрут за столом у Авраама

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Файнштейн

2549

«И поставил Авраам на стол молоко, масло и мясо молодого теленка». Стол вроде не кашерный.
Понимаю, ангелам еда не нужна, Авраам не получал заповедь кашрута. Или сначала молоко, после чего, прополоскав рот, можно употреблять мясное? Как объяснить?

Ицхак


Шалом!

Наши мудрецы в нескольких местах в Талмуде и других источниках сообщают нам, что праотцы соблюдали законы Торы еще до того, как они были им заповеданы, включая также постановления и «ограды» мудрецов. Это утверждение вызывает целый ряд вопросов у комментаторов Торы.  Почему праотец Авраам не сделал обрезание до прямого приказа? Как праотец Яаков взял в жены двух сестер? И так далее. Конечно, в рамках нашей рубрики вопросов и ответов невозможно разобрать всю эту тему. Попробуем разобраться в вашем вопросе: если Авраам соблюдал законы, как он поставил на стол мясо и молоко вместе?

По закону, даже двум разным евреям нельзя употреблять за одним столом мясную и молочную пищу. Таково постановление мудрецов, принятое из опасения, что человек, забыв, может съесть мясное и молочное вместе. Однако, если на столе находится какой-нибудь нестандартный предмет, напоминающий о том, что на столе есть и молочная и мясная пища, или молочные вещи находятся на отдельной скатерти и т. п., то это разрешается. И, как Вы совершенно справедливо заметили, можно есть сначала молочную пищу (кроме твердого сыра), а после нее, сполоснув рот и повременив какое-то непродолжительное время, есть мясное. После мяса, напротив, надо ждать шесть часов, прежде чем будет можно есть молочное. В упомянутом Вами отрывке порядок подаваемых на стол вещей таков: масло, молоко, телятина. Раши поясняет здесь, что на стол подавали именно в этом порядке и по одному. Возможно, смысл в том, чтобы не подавать на стол молоко и мясо вместе.

Еще небольшой нюанс в трапезе с хлебом: хлеб, которым пользовались, или который даже просто находился на столе во время молочной трапезы, не используют в мясной. Когда Авраам приглашал гостей, он сказал: «Дам вам хлеба и подкрепитесь», а среди вещей, поданных на стол, хлеб не упоминается. Поясняет Раши, что хлеб в итоге так и не подали. Еще остается определенный простор для размышления, как именно Авраам решил вопрос кашерности стола в данной ситуации, но, в любом случае, как мы видим, проблема не так уж непреодолима.

С уважением, Шмуэль Файнштейн

http://www.beerot.ru/?p=23970