Молитва на ходу

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1644

Здравствуйте, рав!

Скажите, пожалуйста, допустимо ли молиться в движении и в месте скопления людей?

Сергей


Уважаемый Сергей!

Нельзя забывать о том, что молитва – это чрезвычайно важное и серьезное действие. Человек, который стоит перед Всевышним и разговаривает с Ним, должен каждое мгновение помнить, что он делает, и относится к этому с должной ответственностью. Основополагающая книга еврейского закона, Шулхан Арух, пишет об этом (Орах Хаим 104:1): «Ни в коем случае нельзя прекращать молитву. Даже если еврейский царь поприветствует его, нельзя отвечать». И еще написано (там, пункт 3): «Даже если змея обвилась вокруг его пяты, не должен прекращать молитву».

Тем не менее в определенных случаях, когда нет никакой возможности помолиться в благоприятных условиях, мудрецы разрешили молиться на ходу, сидя, и т. п. Вот, что пишет по этому поводу Шулхан Арух (Орах Хаим 94:4): «Тот, кто ехал на осле, не должен спускаться с него, чтобы молиться, а молится, не останавливаясь. И то же самое относится к тому, кто плыл на корабле или ехал в телеге: если он может встать, пусть встанет, а если нет, пусть молится, не вставая со своего места. Или если шел пешком, может молиться, не останавливаясь, даже если при этом он не смотрит в сторону Иерусалима. И так можно поступать, даже если нет опасности <которая будет угрожать ему если он остановится>, но ему тяжело остановиться для молитвы, так как ему не хочется задерживаться, и из-за этого он обеспокоен и не может сконцентрироваться на молитве. И все зависит от того, где он находится, насколько боится, и насколько способен сконцентрироваться».

Обратите внимание, что главная цель, на которой следует сосредоточиться, молясь, – это достичь наибольшей концентрации внимания. Поэтому, когда у человека есть выбор между молитвой в благоприятных условиях, но без концентрации, и молитвой в неблагоприятных условиях, но с большей концентрацией, следует выбрать последнее. Если же способность думать о смысле молитвы не зависит от обстоятельств, то, конечно же, следует выбрать оптимальные условия с точки зрения алахи.

Приведем еще несколько отрывков из книг еврейских законоучителей. Шулхан Арух (Орах Хаим, 94:7): «Тот, кого окружают преступники, и он боится, что они помешают ему молиться или испортят его вещи, может молиться, сидя на своем месте, ибо иначе он не сможет сконцентрироваться».

«Мишна Брура» (95:2) пишет, что тот, кто молится сидя, должен поставить ступни ног рядом друг с другом, не опираться на спинку и не вытягивать ноги. Надо сидеть, скромно склонив голову.

В 90-ой главе «Мишна Брура» (11) пишет, что тот, кто идет по дороге, может помолиться в поле. При этом желательно стоять таким образом, чтобы проходящие мимо люди не мешали ему. Если есть возможность встать лицом к стене или к дереву, это предпочтительно.

Рав Йосеф Шалом Эльяшив говорил, что тот, кто едет в городском автобусе, должен выйти, чтобы помолиться, так как после этого можно сесть на следующий автобус. Но тот, кто едет на междугороднем автобусе, может молиться сидя, не сходя со своего места.

Рав Шломо Залман Ойербах считал, что, ведя машину, нельзя молиться по двум причинам: во-первых, машина не похожа на осла, который идет сам. Машиной нужно постоянно управлять, и из-за этого невозможно сконцентрироваться на молитве. Во-вторых, во время молитвы водитель может отвлечься от управления машиной, а это опасно для жизни.

Рав Хаим Каневский пишет, что тот, кто молился в автобусе, и автобус подъехал к нужной ему остановке, может выйти. Это можно сделать, так как, пропустив нужную остановку, человек наверняка потеряет всякую концентрацию на молитве. Это учится из постановления Шулхан Аруха, по которому можно молиться на ходу.

Тот, кто может молиться стоя, но только держась или опираясь на что-то, должен молиться стоя, ибо это все же лучше, чем молиться сидя.

Конечно, все это можно делать, только если нет другого выбора. Если есть возможность найти место, где можно помолиться в помещении, стоя, лицом к Иерусалиму, и без того, чтобы мешали люди, и при этом не пропустить время молитвы, то это следует сделать. Тем более, если есть возможность помолиться в синагоге – лучше молиться в синагоге, чем просто в доме. А если есть миньян, то следует стараться помолиться в миньяне.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=13796