Принято ли у евреев носить обручальное кольцо?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

25480

Я слышала, что у евреев также принято носить обручальное кольцо. Так ли это? Если да, откуда пошел этот обычай и есть ли какие-то особенные требования к нему?


Вы правы, у евреев принято, что замужняя женщина (именно женщина, а не мужчина!) ходит с обручальным кольцом, хотя в этом нет необходимости. Обычно жених посвящает невесту себе в жены с помощью обручального кольца, и она продолжает ходить с ним все время, пока они женаты (с Б-жьей помощью – всю жизнь).

Поясню вкратце, что значит «посвятить в жены с помощью кольца».

В мишне (Кидушин 1, 1) упоминаются три вида действий, в результате которых мужчина и женщина становятся мужем и женой. Одно из них — «освящение» женщины («посвящение» ее в жены) с помощью денег. Другими словами, мужчина в присутствии двоих свидетелей (удовлетворяющих определенным требованиям) дает женщине некую сумму денег (не менее пруты) или какой-либо предмет стоимостью от пруты и выше с намерением вступить с ней в брак и объявляет, что делает это с целью заключения брака. Женщина принимает этот предмет или деньги по доброй воле с целью вступить в брак. Эти действия делают их мужем и женой.

И, хотя можно «посвятить» женщину с помощью любого предмета, ценность которого не меньше пруты, «Сэфер а-Хинух» (заповедь 552) пишет, что все евреи по обычаю «освящают» жен именно кольцами. «Сэфер а-Хинух» объясняет смысл этого обычая так: кольцо на пальце женщины всегда напоминает ей о том, что она замужем. Этот обычай упоминается также в Шулхан Арухе (Рамо, Эвен а-Эзер 27).

Это древний обычай, он упоминается еще в книге раби Шимона бар-Йохая (который жил примерно 2000 лет назад) «Тикунэй Зоар». Там разъясняется смысл обычая в соответствии с Каббалой.

Интересно привести объяснение, упоминаемое в «Даат Зкеним» (этот комментарий был написан авторами Тосфот примерно 800 лет назад): перстень, который дал Йеуда Тамар (недельная глава Вайешев, Берешит, 38:18) был обручальным кольцом. Согласно этому объяснению, обручальное кольцо упоминается уже в Торе.

Поскольку брак получает законную силу именно в результате вручения (кольца) мужчиной женщине, у евреев, соблюдающих Тору и заповеди, обручальные кольца носят только женщины, но не мужчины.

В Шулхан Арухе приведены требования к обручальному кольцу: оно должно быть без драгоценного камня, чтобы не ввести невесту в заблуждение относительно стоимости кольца. Также необходимо, чтобы оно стоило, по крайней мере, пруту (небольшая монета во время Талмуда), и принадлежало жениху.

http://www.beerot.ru/?p=3903