Упоминание имени в молитве за больного

Дата: | Автор материала: Рав Зэев Урман

2439

Шалом!

Верно ли то, что когда мы молимся за выздоровление больного без миньяна, то произносить его имя нежелательно? Можно просто произносить: папа, мама, и т.д. А если все-таки произнесли, Всевышний взвешивает все хорошие и плохие поступки больного. И мы не знаем, что перевесит. А в миньяне больной расценивается как частица одного большого еврейского народа, и заслуг перед Всевышним больше.

Гедалья


Здравствуйте, Гедалья!

То, что вы пишите, не совсем верно. Упоминание имени больного в молитве за его выздоровление не связанно с наличием или отсутствием миньяна. Это зависит от того, находится ли молящийся рядом с больным, или нет.

Намек на это мы можем увидеть из главы Беаалотха. Моше молился за излечение Мирьям от поразившей ее проказы. Находясь рядом с Мирьям, в своей молитве он не упоминал ее имени (Бемидбар, 12:13): «И возопил Моше к Г-споду, говоря: о Б-же, умоляю, исцели ее!» Объясняют нам мудрецы, что, когда молящийся за больного находится рядом с больным, не нужно упоминать его имени. Но когда больного рядом нет, то необходимо упомянуть его имя.

Объяснение этому приводит Хатам Софер. В момент упоминания имени больного, против него может пробудиться мера Небесного суда. Также приводится в книге «Эйн Яаков», что иногда имя человека, которое связано с его мазалем, является одной из причин болезни. Поэтому стараются его не упоминать. Известно, что в случае тяжелой болезни часто прибегают к смене имени больного.

Если мы не находимся рядом с больным, то необходимо упомянуть его имя. Но когда мы рядом с ним, нет необходимости пояснять, о ком мы молимся, поэтому можно просить Всевышнего о его излечении без упоминания имени. Такой подход способен в большей степени пробудить меру Небесного милосердия.

Когда молятся за больного, упоминают его еврейское имя и имя его матери (Шаббат, 66б). Источник этого мы находим у царя Давида (Теилим, 116). Взывая к милосердию Творца, он упоминает свою мать: «Прошу, Г-споди, ибо я раб Твой, я раб Твой, сын рабы Твоей, развязал Ты узы мои!»

Наши учителя приводят еще несколько причин, почему стоит упоминать имя матери, а не отца. При упоминании имени отца может пробудиться упомянутая мера Небесного суда, поскольку именно мужчинам свойственно битуль Тора – пренебрежение изучением Торы (женщины, как известно, освобождены от заповеди изучения Торы), а также совершение грехов, связанных с запретными связями.

Упоминание матери может пробудить милосердие Небес по отношению к больному, поскольку женщины больше, чем мужчины, испытывают страданий и трудностей в воспитании детей. Женщины вынашивают детей, рожают их в страданиях, а затем – воспитывают и заботятся. Это, с одной стороны, искупает их грехи, очищая их, с другой – прибавляет им заслуг, которые добавляют силу молитве.

Что же касается упомянутой вами разницы между молитвой в миньяне и индивидуальной молитвой, то это касается, прежде всего, самих молящихся, но не того, о ком они молятся. И об этом сказано в книге Теилим (69:17): «А я – молитва моя Тебе, Г-сподь, в час Твоего благоволения». Наши мудрецы объясняют, что «час благоволения», о котором говорит здесь царь Давид – когда человек молится в миньяне. Эти молитвы беспрепятственно достигают престола Всевышнего, и Он принимает их благосклонно. Всевышний говорит устами пророка: «В час благоволения Я отвечаю тебе» (Йешаяу, 49:8). Всевышний никогда не отвергает молитву в миньяне — даже если в ней участвуют евреи, нарушающие законы Торы.

С уважением, рав Зэев Урман

P.S. На нашем сайте есть специальный раздел, где приведены псалмы Давида на русском языке, которые принято читать за выздоровление больных. Нажмите, чтобы перейти на этот раздел сайта.

Также на нашем сайте вы можете заказать молитву за себя, за ваших близких и друзей. Нажмите, чтобы перейти на этот раздел сайта.

http://www.beerot.ru/?p=27277