Хлеб на пиве

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Шухман

1761

Здравствуйте!

Если испекли хлеб не на воде, а на пиве (т.е. в состав хлеба вошли: мука, пиво, соль, сахар), то какую браху на него говорить? Как на хлеб, или это уже мезонот считается?

 


Шалом Алейхем!

Прежде всего, благодарим Вас за интересный вопрос! Он связан с весьма животрепещущей темой: какое благословение произносят на различную выпечку, которую, к примеру, часто употребляют на завтрак. Человек вполне может сказать себе: это сдобная булочка, к тому же сладкая, так что она, скорее всего, считается как пирожное, и благословение – мезонот. Однако такой ход рассуждений нередко бывает ошибочным (и не исключено, что подсознательно человек желает сократить себе время и не произносить Биркат а-Мазон). А ведь, как правило, люди кушают хлебные изделия с утра именно с целью насытиться.  Поэтому хотелось бы предварить ответ на Ваш вопрос кратким введением в тему.

Известно разногласие автора Шулхан Арух и законоучителя ашкеназской традиции Рама, с какого количества добавочного материала (к примеру, натурального сока, или сахара, или приправ) в тесте меняется благословение перед едой: то есть, когда вместо благословения на хлеб («а-моци») говорить «мезонот». По мнению Шулхан Арух достаточно того, что эти добавки явно ощущаются в тесте, чтобы благословение поменялось на «мезонот». Однако, по мнению Рама, благословение меняется, лишь когда этих добавок так много,  что их вкус в тесте – главный. Но если человек собирается съесть такие мучные изделия не в качестве легкой еды (то есть в малом количестве, до 3-4 ке-бейца (яиц) по объему), а именно с целью насытиться, получается, что эти мучные изделия – его основная еда, то есть хлеб. И тогда человек по всем мнениям обязан изначально сделать омовение рук и благословить «а-моци» на такие изделия.

Переходя к Вашему вопросу, скажем, что среди законоучителей обсуждается, каков статус теста, замешанного на каком-то алкогольном напитке. В двух словах, это обсуждение сводится к следующему: с одной стороны, есть веские основания приравнять воду, превратившуюся в результате брожения в пиво, к натуральному соку. И тогда тесто, замешанное на пиве, имеет статус «мезонот». Однако, с другой стороны, не очевидно, что эта вода так сильно изменилась на вкус и вид. Поэтому правильнее такого рода хлеб не кушать как пирожное, благословив на него мезонот, а благословить «а-моци» на обычный хлеб, а затем уже в самой трапезе кушать хлеб, замешанный на пиве. Однако если человек изначально желает есть такой хлеб с целью насытиться, то тогда, несомненно, надо благословлять на него «а-моци» и в конце трапезы сказать Биркат а-Мазон.

С уважением, рав Йонатан Шухман.

http://www.beerot.ru/?p=22202