Главная заповедь — это любовь к Б-гу? И как это возможно?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1590
любовь к

Мир и благословение народу Исраэля.

У меня вопросы к гаону раву Игалю Полищуку:

1. Главная заповедь звучит так: «Возлюби Господа, Бога твоего, превыше всего…» Что за слово такое «любовь»? Каков его СМЫСЛ? Какое значение это слово имеет в Святом Писании? Можно ли сказать, что любовь — это соединение левой и правой стороны (дин и хэсэд)? К сожалению, в современном мире «любовь» все больше ассоциируется с инстинктом размножения и сопутствующими ему атрибутами…

Как можно любить Всевышнего, не ощущая Его Присутствия ни в этом мире, ни в собственной душе?

2. Следует ли продолжать бубнить под нос слова молитв, не имея связи с Творцом? Не становится ли тогда молитва чистой формальностью?

3. Всевышний устами пророка говорит : עקב הלב מכל ואנש הוא (Сердце кривее ВСЕГО и неисправимо больно)… «кривее всего», ведь ничто не лживо так, как сердце… (рабби Давид Кимхи на Ирмеяу 17:9). Значит, во всей Вселенной нет вещи более испорченной, чем человеческое сердце?

Но также сказано: מכל משמר נצר לבך כי ממנו תוצאות חיים

Зачем хранить то, что являтся «аков миколь вэ-ануш» ? Какие в лукавом сердце могут быть источники ЖИЗНИ?

4. В сборнике изречений Виленского Гаона «Эвен Шлема» есть такие строки: «Тора и мицвот являются собственными достижениями человека, но трепет и любовь, относящиеся к внутренним свойствам души, не принадлежат человеку, поскольку это БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР, получаемый Свыше.» [5:3]

И еще: «желание и любовь и привязанность к Всевышнему человек получает Свыше»[5:4]. Но что тогда получается?

5. Стоит ли продолжать свои попытки изучения Слова? Перечитывать Библию, не ощущая глубины заложенных в нее СМЫСЛОВ?

6. Царь Давид, да пребудет с ним мир, просит: «Сердце чистое сотвори мне, Всевышний…» Глагол «бара» — тот же глагол, что применяется при описании сотворения мира.

Значит ли это, что очищение сердца столь же важно, как и Творение мира?

Но ведь чистое сердце вновь сотворить может только Всевышний! Видимо, остается лишь ПОСТОЯННО молить Творца об очищении сердца…


Уважаемый Салим!

Вы задали очень интересные и важные вопросы. Отвечаю Вам по инструкциям гаона Рава Полищука.

1.
Главная заповедь звучит так: "Возлюби Господа, Бога твоего, превыше всего..." Что за слово такое "любовь"? Каков его СМЫСЛ? Какое значение это слово имеет в Святом Писании? Можно ли сказать, что любовь - это соединение левой и правой стороны (дин и хэсэд)? К сожалению, в современном мире "любовь" все больше ассоциируется с инстинктом размножения и сопутствующими ему атрибутами...
Как можно любить Всевышнего, не ощущая Его Присутствия ни в этом мире, ни в собственной душе?

Я не знаю, почему Вы считаете, что это — самая главная заповедь. Разве есть источники, в которых так написано? Но суть дела не в этом.

Речь идёт о стихе Дварим 6:5: «и возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим и всею душою своею, и всеми силами своими». Другой стих, который говорит о любви к Творцу, это Дварим 11:1: «возлюби же Г-спода, Б-га своего, и соблюдай завет Его, и уставы Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни.»

Дать определение слову «любовь» не так-то просто. Но всё же, попытаемся сделать это, основываясь на том, что написано в Торе, и на словах наших мудрецов.

Известный стих Торы (Вайикра 19:18) говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя». Из этого можно сделать вывод, что отправная точка и эталон любви — это то чувство, которое человек испытывает к себе самому. Поэтому, в качестве рабочей версии, определим слово «אהבה» — любовь, прежде всего как «желание, чтобы всё и всегда было максимально хорошо». К этому определению следует добавить также «чувство глубокой причастности и живого интереса». Любой нормальный человек желает, чтобы у него всё было хорошо, и испытывает живейший и глубочайший интерес и причастность к тому, что происходит с ним самим! (В противоположность этому, тот, кто равнодушен к тому, что с ним происходит, явно пережил глубокий шок или страдает от депрессии или от какого-то другого психологического недуга.)

Каким же образом возникает любовь к другому, и как в эту картину вписывается, как Вы изволили выразиться, «инстинкт размножения и сопутствующие ему атрибуты»?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующие утверждения:

  1. Я люблю макароны по-флотски.
  2. Я люблю свою дрессированную крысу Ольгу.

Второе утверждение в немалой степени соответствует данному нами определению. Я люблю свою крысу, и из-за этого кормлю её, чищу её клетку и всячески забочусь о её здоровье, так как мне небезразлична её судьба. Но всё это явно не относится к макаронам по-флотски!

В действительности, когда человек говорит «я люблю макароны по-флотски», или «я люблю рыбу», он подразумевает следующее: «я люблю себя; для того, чтобы жить и хорошо себя чувствовать, мне необходимо кушать; рыба — это приятный и полезный способ накормить себя, поэтому я люблю делать рыбу частью себя».

Что касается «инстинкта размножения», тут зачастую происходит то же самое, что с макаронами. Я «люблю» некую особу только в том смысле, что с её помощью я смогу удовлетворить свои потребности — поэтому я хочу соединиться с ней. Такая «любовь» — это в первую очередь любовь к самому себе. Как станет понятно ниже, сама по себе эта любовь непредосудительна при соблюдении двух условий: во-первых, если она происходит в предусмотренных Торой рамках (т. е., брака и соблюдения законов семейной чистоты); и во-вторых, если она используется для того, чтобы заложить фундамент настоящей любви.

Мудрецы говорят нам, что даже основываясь на подобном эгоистичном взгляде на мир (я люблю эту вещь, потому, что она мне нужна!), можно прийти к горячей любви к Творцу. Для этого надо всё время размышлять о том, насколько велик и прекрасен созданный Им мир. Как велик дар жизни, которым Он оделил меня. Насколько каждая деталь этого мира, и в частности, каждая деталь моей души и моего тела, свидетельствуют о великой мудрости и милосердии Творца!

Но не будем останавливаться на достигнутом. Очевидно, человек может достичь и более высокого уровня любви — альтруистичной любви.

Как мы написали выше, любовь — это чувство причастности. Это чувство возникает у человека, когда он вкладывает во что-то свои силы, время, способности, энергию. Приведём простой пример. Один богатый человек неожиданно получил в наследство от одного своего давным-давно забытого дяди большую и удобную виллу. Его сосед, бедняк, купил пустой кусок земли и своими руками построил себе на нём дом. Кто из них испытывает бóльшую привязанность к своему дому? Конечно, бедняк! Ведь он обдумал своё жилище до мельчайших деталей, и каждую из этих деталей своими руками претворил в реальность! Он много лет мечтал о собственном доме. Он вложил в своё жилище литры пота и крови.

Этот пример иллюстрирует тот факт, что человек испытывает любовь к тому, во что он вкладывает часть себя (и таким образом, в определённом смысле, делает эту вещь частью самого себя). Яркий пример того — это дети. Почему родители любят своих детей? Разве от маленьких детей родители получают хоть какую-нибудь пользу?

А дело тут как раз в том, что хорошие родители вкладывают в своих детей так много сил, и средств, и бессонных ночей, и сердца, и души, что дети превращаются в очень большую и значительную часть их жизни. Поэтому родители так сильно любят своих детей.

Для того, чтобы «инстинкт размножения» превратился в настоящую любовь, требуется уделять своей супруге как можно больше внимания, постоянно думать не «что я имею от неё», а «что я могу сделать для неё». Надо стараться сделать всё, что может обрадовать её.

Как это ни удивительно, то же самое можно сказать и об отношении ко Всевышнему. Когда человек трепетно выполняет волю Творца (руководствуясь книгами по закону и по мировоззрению Торы), когда он вкладывает в это силы, отказывается от удобств и денег ради того, чтобы Творец отнёсся к нему благосклонно, у него возникает и усиливается альтруистичная любовь к Творцу.

Всё это подробно объясняется в Эссе о Благодеянии Рава Э. Э. Десслера. Настоятельно рекомендую Вам ознакомиться с этим эссе, и особенно с его тринадцатой главой, в которой автор говорит о приобретении любви к Всевышнему. Эссе напечатано в первом томе книги «Михтав ме-Элияу». Его перевод на русский язык когда-то печатался в журнале БИ.

Есть ещё один важный элемент приобретения любви к Творцу. Об этом пишет (в частности) Хофец Хаим в начале своей великой книги «Мишна брура» (раздел «Биур алаха»):

«Есть шесть заповедей, которые следует выполнять постоянно, и всю свою жизнь человек не должен прерывать их выполнение даже на одно мгновение. И все время, что человек обдумывает эти вещи, он выполняет повелительную заповедь Торы, и за это его ожидает великая и нескончаемая награда. Вот эти заповеди: …

Заповедь четвертая: Любить Творца, благословен Он, как написано (Дварим 6:5) «И возлюби Г-спода, Б-га своего». Как же человек может прийти к любви ко Всевышнему?

Посредством Торы, как написано в Мидраше «Сифри»: «Сказано «возлюби». Но откуда же мне знать, как «возлюбить»? Поэтому написано (в следующем стихе) «да будут слова эти, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем». Ибо благодаря этому [изучению Торы] ты познаёшь Того, «кто сказал и был [сотворил] Мир».» То есть, задумываясь над словами Торы, человек осознает величие Всевышнего, к которому неприменимы никакие определения и ограничения. И тогда любовь [к Творцу] обязательно укоренится в сердце его. И заповедь эта заключается также в том, чтобы человек свел все свои устремления и все свои мысли к достижению любви к Всевышнему, благословен Он. И он должен прочувствовать сердцем своим, что все блага этого мира, богатство, дети, и почет, ничего не стоят по сравнению с любовью к Всевышнему. И следует все время усердствовать в приобретении мудрости Торы, чтобы добиться познания Всевышнего. А тот, кто обдумывает материальные вещи и суету мира сего не во имя Небес, [то есть, если в этом нет необходимости ни для пропитания, ни для поддержания здоровья, ни для выполнения заповедей], а для того, чтобы удовлетворить страсть к наслаждениям или добиться уважения к себе, нарушает эту заповедь и заслуживает большого наказания.»

2.

Следует ли продолжать бубнить под нос слова молитв, не имея связи с Творцом? Не становится ли тогда молитва чистой формальностью?

Теперь то, что касается «бубнить молитвы». В духовном мире, в отличие от материального мира, ничего не даётся бесплатно. Было бы наивно ожидать, что, только открыв молитвенник, мы сразу обретём мощный эмоциональный контакт с Творцом.

Для того, чтобы преодолеть проблему бездумного произнесения слов молитвы, следует в первую очередь изучить смысл слов молитв. Потом надо стараться произносить эти слова осмысленно, а не просто бубнить их. Тому, кто желает наладить контакт с Ним, Всевышний протягивает «руку» помощи. То есть, для того, чтобы «ощутить» Всевышнего, требуется проделать работу. Тогда молитва перестанет быть формальностью и превратиться в средство к духовному подъёму.

Мудрецы вложили в слова молитв великие тайны, и установили законы, по которым мы обязаны эти слова произносить в определённое время. Поэтому нет никаких сомнений, что утверждения типа «я, когда молюсь, всё равно ничего не чувствую, поэтому молиться не буду» явно исходят не от доброго начала. Правильный подход таков: «у меня осмысленно молиться пока не получается, но я буду работать над тем, чтобы моя молитва обрела эмоциональную силу и смысл».

3.

Всевышний устами пророка говорит : עקב הלב מכל ואנש הוא (Сердце кривее ВСЕГО и неисправимо больно)... "кривее всего", ведь ничто не лживо так, как сердце... (рабби Давид Кимхи на Ирмеяу 17:9). Значит, во всей Вселенной нет вещи более испорченной, чем человеческое сердце?
Но также сказано: מכל משמר נצר לבך כי ממנו תוצאות חיים
Зачем хранить то, что являтся "аков миколь вэ-ануш" ? Какие в лукавом сердце могут быть источники ЖИЗНИ?
 

Речь идёт о стихах Йермияу 17:9: «Сердце лукавее всего, и оно больное; кто может познать его?» (עָקֹ֥ב הַלֵּ֛ב מִכֹּ֖ל וְאָנֻ֣שׁ ה֑וּא מִ֖י יֵדָעֶֽנּוּ) и Мишлей 4:23: «больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни» (מִֽכָּל־מִ֭שְׁמָר נְצֹ֣ר לִבֶּ֑ךָ כִּֽי־מִ֝מֶּ֗נּוּ תּוֹצְא֥וֹת חַיִּֽים).

Что касается внешнего противоречия между стихами. Для того, чтобы понять, что здесь происходит, необходимо усвоить два правила:
  1. Иногда Тора делает заявления, которые звучат как абсолютные утверждения, но в действительности таковыми не являются.
  2. Иногда Тора говорит о крайностях, которые в реальной жизни не встречаются, или встречаются крайне редко.
Оба эти правила можно проиллюстрировать на примере приведённого Вами стиха:
  1. «Кривое сердце» — это потенциал. Человек выбирает, что делать со своим сердцем, «кривить» его, или наоборот — исправлять. Поэтому абсолютное утверждение о «кривом сердце» следует понимать так: «у человека есть выбор стать абсолютным злодеем (не дай Б-г) и полностью искривить своё сердце». Но для праведника, который не «искривил» своё сердце, оно является источником жизни. То есть, в действительности, утверждение не абсолютно, оно относится только к конченным негодяям.

И это то, что утверждает Радак (если прочитать его комментарий полностью, не вырывая слова из контекста): сердце называется «лукавым» так как человек может говорить и делать одно, а в сердце держать совсем другое! То есть, у сердца есть потенциал к лукавству, и никто, кроме самого человека и Всевышнего, не может узнать, что происходит в глубинах человеческого сердца.

  1. В действительности, среди людей очень редко встречаются абсолютные злодеи или абсолютные праведники. Большинство из нас живёт в этом мире с некоей смесью «кривого» и «прямого» сердца. Конечно, цель нашей жизни — это выпрямить своё сердце, чтобы оно стало источником жизни.

В свете сказанного, не вижу между этими двумя стихами никакого противоречия. Оба говорят о потенциале, заложенном в человеческое сердце. Да Вы и сами приводите ниже ещё один стих, в котором царь Давид просит, чтобы ему создали чистое сердце!

4.

В сборнике изречений Виленского Гаона "Эвен Шлема" есть такие строки: "Тора и мицвот являются собственными достижениями человека, но трепет и любовь, относящиеся к внутренним свойствам души, не принадлежат человеку, поскольку это БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР, получаемый Свыше." [5:3] И еще: "желание и любовь и привязанность к Всевышнему человек получает Свыше"[5:4]. Но что тогда получается?

Утверждение Гаона в «Эвен Шлейма» следует понимать следующим образом: «Тора и заповеди являются собственными достижениями человека» — у человека есть возможность выбрать, как и сколько он изучает Тору и выполняет заповеди.

«… но трепет и любовь, относящиеся к внутренним свойствам души, не принадлежат человеку, поскольку это БОЖЕСТВЕННЫЙ ДАР, получаемый Свыше» — после того, как человек приложил определённые усилия к изучению Торы и выполнению заповедей, он получит свыше трепет и любовь — в зависимости от усилий, которые он вложил.

В книге Месилат Йешарим (гл. 26) делается похожее утверждение: «У святости двоякий смысл. Начало ее – служение, а завершение – воздаяние. Начало ее – старание, а завершение – подарок. В начале человек освящает себя, а в конце – освящают его, как сказали мудрецы, благословенна их память (Йома 39а): «Человек освящает себя немного – освящают его [с Небес] премного; [человек освящает себя] снизу – освящают его сверху».» (Перевод А. Л. Саврасова)

5.

Стоит ли продолжать свои попытки изучения Слова? Перечитывать Библию, не ощущая глубины заложенных в нее СМЫСЛОВ?

Несомненно, стоит изучать Писание, а также слова мудрецов. Чем больше будем изучать их, тем больше смыслов поймём. И это великая заповедь. А понять всё до конца не дано никому. (Ведь Вы же сами выше цитировали Гаона, который говорит, что Тора — это достижение самого человека.)

Конечно, изучить что-то просто «перечитывая» достаточно сложно, хоть в прочтении письменной Торы и есть большая сгула. Очень рекомендую изучать также комментарии к книгам письменной Торы, которых есть великое и нескончаемое множество. Это поможет Вам осмыслить Тору и слова пророков.

6.

Царь Давид, да пребудет с ним мир, просит: "Сердце чистое сотвори мне, Всевышний..."
Глагол "бара" - тот же глагол, что применяется при описании сотворения мира. Значит ли это, что очищение сердца столь же важно, как и Творение мира? Но ведь чистое сердце вновь сотворить может только Всевышний.
Видимо, остается лишь ПОСТОЯННО молить Творца о очищении сердца...

Речь идёт о стихе Теилим 51:12: «сердце чистое сотвори для меня, Б-же, и дух твердый обнови внутри меня» (לֵ֣ב טָ֭הוֹר בְּרָא־לִ֣י אֱלֹקִ֑ים וְר֥וּחַ נָ֝כ֗וֹן חַדֵּ֥שׁ בְּקִרְבִּֽי).

Я не видел, чтобы комментаторы связывали данное «сотворение» с сотворением мира. Тем не менее, думаю, что в Ваша идея истинна: действительно, Всевышний создал мир для того, чтобы обеспечить человеку свободу выбора, и дать ему возможность очистить своё сердце, и получить за это награду.

Мальбим пишет, что под словом «сердце» подразумевается материальный аспект человеческого существа, который по своей природе стремится ко злу.

Царь Давид просит, чтобы этот аспект был очищен.

С уважением, Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=47216