Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

6271
злые люди

Здравствуйте, уважаемые раввины!

Зачем созданы аномально злые люди, сеющие зло? И почему другие должны от них страдать?

Например: Бандит убивает невинного человека, в результате бандит живёт дальше, как ни в чём не бывало, и наказания ему в этом мире нет, а жертву уже не вернуть. Получит ли жертва награду после такой смерти?

С уважением, Олександр


Уважаемый Олександр!

Вы задали сразу несколько очень интересных вопросов, которые несомненно волнуют многих наших читателей. Давайте разобьём текст Вашего вопроса на составляющие:

  1. Почему некоторые люди рождаются с бандитскими наклонностями?
  2. Зачем нужны такие люди?
  3. Почему в мире царит несправедливость, когда невинного человека убивают, а убийца, наоборот, остаётся безнаказанным и спокойно живёт до глубокой старости?
  4. Есть ли справедливость в грядущем мире?

Ответы на все эти вопросы начинаются с одного слова: провидение! И врождённые качества человека, и то, что с ним происходит в жизни, имеет глубокий смысл, и дано ему специально для исправления его души. Важнейшая основа веры заключается в том, что все без исключения находится под контролем Всевышнего, и всё ведёт к определённой, желаемой Им цели. Исходя их этого, ответим на вопросы по порядку.

  1. Почему некоторые люди рождаются с бандитскими наклонностями?

Хотя детали каждого конкретного случая и скрыты от нас, нам известно, что каждая душа приходит в этот мир с определёнными качествами, которые она должна использовать для служения Всевышнему. Мудрецы говорят нам, что любое врождённое качество, само по себе, не обладает тенденцией совершат добро или зло. Задача человека — использовать его для хорошего, а не для плохого.

Интересно, что Талмуд (Шаббат 129б) говорит именно об упомянутом Вами человеке с «бандитскими наклонностями» — человек, который от природы наслаждается проливанием крови. Мудрецы пишут, что он несомненно обладает свободой выбора. Он даже не должен подавлять свои естественные качества — вместо этого, он может использовать их для добра. Ведь врач-хирург или моэль (который делает обрезание) тоже проливают кровь. Весь вопрос, какую миссию этот человек выберет в жизни — стать врачом, спасающий человеческие жизни, или бандитом, который убивает и грабит невинных, коверкая жизни их близких.

  1. Зачем нужны такие люди?

В свете ответа на первый вопрос, этот вопрос следует перефразировать: зачем нужны люди, которые выбрали зло. Этот вопрос может относится не только к кровавым бандитам. Его можно задать также в отношении тихого и интеллигентного химика, который производит опасные наркотики для продаже подросткам. Какую функцию в этом мире выполняют люди, выбравшие стать злодеями?

В действительности, этот вопрос надо расширить ещё больше, и задать его таким образом: почему в мире вообще существует зло? Даже если бы на протяжении всей истории всё шло хорошо, и только один раз одно человека укусил комар, у нас бы сразу возникла мировоззренческая дилемма: если Всевышний добр, почему Он создал вредного комара, который ужалил человека?

Ответ на этот вопрос подробно обсуждается (в частности) в книге «Даат твунот». Автор этой книги, великий мудрец Моше Хаим Луццато пишет, что зло необходимо для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора. А возможность совершить добро по выбору, а не по принуждению, — это то, что обеспечивает нам максимальную награду в Грядущем мире.

Также как комары, землетрясения и дорожные аварии, злодеи приносят в этот мир зло с тем, чтобы обеспечить людям свободу выбора и, в некоторых случаях, для того, чтобы наказать грешников и обеспечить им возможность искупить свои грехи.

Человек отличается от комара или от медведя тем, что у него, опять же, есть свобода выбора и возможность выбрать свою миссию в жизни. Одни становятся носителями хорошего и добра, а другие — трагедий и зла. Выбору также подлежит масштаб выбранной миссии — кто-то делает добро только своим детям или соседям. Другой делает что-то, от чего получают пользу тысячи людей или даже всё человечество!

После того, как человек совершает выбор, Всевышний, неведомо для него, назначает его агентом для выполнения Своей задачи. В трактате Шаббат (32а) приводится: «Почему написано (Дварим 22:8) ’если упадёт упавший с него’? Дело в том, что этому [человеку] было суждено упасть с шести дней творения. Поэтому написано ’упавший’, а не ’падающий’. Но добро делается хорошими людьми, а зло — плохими».

Возвращаясь к приведённому Вами примеру: по какой-то скрытой от нас причине, Небесный Суд постановил, что некий человек должен быть убит. Кто приведёт в исполнение этот приговор? Для этого избирается тот, кто выбрал для себя роль бандита. Ещё раз повторим, что и личность убийцы, и личность его жертвы, избраны вполне осмысленно, и ни в коем случае не случайны.

  1. Почему в мире царит несправедливость, когда невинного человека убивают, а убийца, наоборот, остаётся безнаказанным и спокойно живёт до глубокой старости?

Несправедливость этого мира проявляется не только в столь радикальных примерах, как убийство невинных людей. Мы сталкиваемся с несправедливостью на каждом шагу: кассирша в магазине сегодня улыбнулась моей соседке, а вчера, когда я там платил, она на меня накричала. И всё только из-за того, что вчера её сын принёс из школы двойку, и у неё было плохое настроение, а сегодня муж подарил ей коробку конфет. Чем я заслужил такое отношение?

Зачастую несправедливость даже не связана с действиями людей: почему я лысый, а у моего соседа роскошная шевелюра? Почему у моих знакомых родился ребёнок с пороком сердца (не дай Б-г), а у меня (слава Б-гу) все дети здоровы? Ведь мне совершенно точно известно (или, по крайней мере, так мне кажется), что мои знакомые — более праведные люди, чем я.

Эти вопросы возникают у нас из-за того, что мы, иногда и явно, а иногда лишь подспудно, предполагаем, что в мире, созданном Совершенным Существом, должно царить некое совершенство.

Вопиющая несправедливость мира вызывает у нас ощущение диссонанса. Как может совершенство произвести нечто несовершенное?

В действительности же, мир, созданный Творцом, несомненно справедлив, причём справедлив абсолютно — каждая мысль, слово и действие каждого человека будут вознаграждены или наказаны в каждом из их бесконечного числа аспектов. В основе мира лежит абсолютная и полная справедливость. Однако, эта справедливость скрыта от нас по нескольким причинам.

Во-первых, мы видим только этот мир, и не знаем, что ожидает каждого из нас в Грядущем мире, в котором будут подведены все итоги, и оплачены все долги.

Во-вторых, кто, кроме Всевышнего, знает, какие грехи каждая душа совершила, и какие заповеди выполнила, в прошлом воплощении? Кто знает, какие долги она должна выплатить, и какие ссуды должны вернуть ей в этой жизни?

В-третьих, нам неизвестны не только сокровенные мысли, но даже действия других людей. Земной суд может наказать человека только за то, что он сделал при свидетелях. (В некоторых случаях, также за то, что он признаёт сам.) Всевышний судит человека по всем его делам, словам и мыслям.

В-четвёртых, мы не знаем, какое исправление должна совершить каждая душа в этом мире.

Из-за этого незнания, изумительная справедливость творения скрыта от нас. Благодаря этом сокрытию, у нас остаётся свобода выбора, позволяющая нам получить награду за Б-гоугодные действия.

  1. Есть ли справедливость в грядущем мире?

Да! Грядущий мир — это мир истины, мир, в котором душа пожинает плоды своих действий в этом мире. Как было сказано выше, в конце концов мироздание придёт к совершенной справедливости.

Надеюсь, что ответы на эти вопросы помогут Вам осмыслить реальность, в которой мы живём, и вселят в Вашу душу оптимизм и надежду на будущее. Все эти темы подробно обсуждаются в книге Раби Моше-Хаима Луцатто «Даат твунот».

С уважением,

Б. Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=47241