Не кажется ли Вам, что дать дьяволу возможность угробить 6 млн жизней было чересчур жестоко?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1830

Я прочёл Ваш ответ на тему непротивления злу насилием. Не кажется ли Вам, что дать дьяволу возможность угробить 6 млн жизней было чересчур жестоко? Для избавления 3-х млн из египетского рабства (хотя, какое это рабство, если «рабы» имели свои дома, скот и пшеницу) Б-г отправил Мозеса в качестве наставника и проводника, а для избавления 6-ти млн духовно заблудших не послал никого. По сравнению с Содомом и Гоморрой, или Потопом, жертвы были колоссальные. Дух евреев до сих пор подавлен…


С Б-жьей помощью

Уважаемый Борис!

Вы начали вопрос с темы непротивления злу насилием… Мои слова были, видимо, неправильно поняты. Это совершенно не было темой моего ответа. Тора учит нас опередить того, кто приходит нас убить, и убить его. А когда «насилием» мы не можем спастись, необходимо знать, что все от Всевышнего и все к лучшему. Безусловно, необходимо молиться за спасение, и физическое, и духовное, и искать небезрассудные способы спасения.

А если уже вынесен приговор Свыше – принять его с верой, что все, что делает Всевышний, к лучшему.

В ответ на продолжение Вашего вопроса еще немного коснусь темы Катастрофы. Нет сомнения, что боль пережитого нашим народом во время Катастрофы живет среди нас. Тора заповедала нам помнить и напоминать себе, что сделал Амалек нашему народу в пустыне. Наши мудрецы говорят (в частности, Рамбам) что смысл этой заповеди – пробудить ненависть к Амалеку. Как сказано в Теилим (97:10): «Любящие Б-га ненавидьте зло…». Безусловно, это относится и к нацистам и их помощникам из других народов.

Однако хочу напомнить нечто чрезвычайно важное: Всевышний Б-г Израиля всесилен и так же, как Он вернул Иову то, что у него было трагически взято, так и все боли нашего народа за тысячи лет изгнаний – все погромы и резню крестоносцев, все пытки и костры проклятой инквизиции, всю резню проклятого Богдана Хмельницкого, все погромы «черной сотни», все страдания кантонистов, все муки и смерти нашего народа во время Катастрофы – все, все Всевышний излечит и исправит и воздаст нашему народу так, что наш народ провозгласит: «Поблагодарю Тебя за то, что Ты гневался на меня…» (Йешаяу 12:1). Этот гнев включает в себя все исходящие из него страдания и беды. Почему мы будем за них благодарить? Потому, что именно искупление грехов нашего народа страданиями удостоит наш народ величайшего вознаграждения. Мы говорим по крайней мере три раза в день в молитве Амида (18 благословений): «Царь, умерщвляющий и оживляющий… Благословен Ты… оживляющий мертвых». Это великая основа веры народа Израиля.

Точно так же наказываются и еще будут наказаны эти исчадия ада. Ни одна слеза еврейского ребенка не будет прощена, а будет взыскана, за нее будут наказаны. Однако тяжко наказаны не только нацисты, но и те евреи, которые выбрали отойти от Торы и веры, и повлекли за собой других – как Бенедикт Спиноза (библиокритика), Мозес Мендельсон, Лейб Троцкий, и, к нашему несчастью, многие другие… Они дали силы нацистским исчадиям ада!

Нам необходимо помнить не только то, что нам сделал нацистский Амалек, но и деяния нашего народа, которые дали ему силу. Зачем помнить? – Чтобы мы извлекли урок из прошлого и исправили страшные причины Катастрофы. Один из великих мудрецов Торы и праведников поколения Катастрофы, рав Авраам Гродзинский (духовный руководитель великой ешивы Слободка в Литве), да отомстит Всевышний за его кровь!, все время существования гетто Ковно обдумывал и обсуждал со своими учениками причины Катастрофы. Безусловно, многие аспекты от нас скрыты и далеко не все мы понимаем. Однако мы да видим, что предшествовало Катастрофе – длительный и массовый отход от веры и Торы.

Нам необходимо вернуться самим, и вернуть наш народ к Торе и вере. Это возвращение приближает приход Машиаха и окончательное избавление, однако еще до этого возвращает наш народ на подобающий ему духовный уровень – уровень народа святого.

Дай Б-г и Вам и мне удостоиться вскорости прихода Машиаха, окончательного избавления и оживления мертвых, удостоиться постигнуть всеобъемлющее Единство и добро Всевышнего.

С уважением, Игаль Полищук

П.с.: очень советую Вам найти время и основательно изучить книгу Рамхаля (р. Моше Хаим Луцатто) «Даат Твунот» (есть в переводе на русский).

http://www.beerot.ru/?p=71152